Рапортъ бригадира Бринка — князю Прозоровскому (Приложеніе № 2).
[700]
Вашего сіятельства отъ 28-го мая, подъ № 554, пущенный ко мнѣ ордеръ съ приложеніемъ перевода съ письма, отъ Арсланъ-Гирей-султана къ хану писаннаго, я, чрезъ почту сего числа получа, по содержанію онаго честь имѣю донести. [701]
Переправившеюся чрезъ Кубань въ закрытыхъ лѣсами мѣстахъ воровскою партіею, по оплошности отъ полка Кутейникова пикета, на оный было сдѣлано нападеніе и захвачено со онаго не столько, какъ султанъ пишетъ, а только восемь человѣкъ казаковъ, а прочіе будучи столь робки, что вмѣсто обороны и удержанія своего поста разбѣжались по камышамъ и чрезъ два дня явились къ полку; о чемъ я не оставилъ выговоря того полка полковнику и прочимъ о неослабномъ бдѣніи за своими постами, подтвердилъ и съ отданнаго по войскамъ приказа, на усмотрѣніе вашего сіятельства копію подношу.
Касательно до принятія мѣръ къ удержанію Тохтамышъ-Гирея отъ набѣговъ, то какъ изъ донесеній моихъ вашему сіятельству уже извѣстно, на пресѣченіе оныхъ войскъ мнѣ порученныхъ расположеніе и не думаю я гдѣ-бы онъ могъ воспользоваться знатною удачею, такъ-какъ предъ недавнимъ временемъ подходившая толпа, по взятой пикетами осторожности, обращена въ бѣгство и сераскиръ также довольно имѣетъ при себѣ въ подкрѣпленіе нашихъ войскъ, а въ то время какъ 20 татаръ захватили черкесы, онъ имѣлъ еще при себѣ, кромѣ нынѣ состоящихъ войскъ, отъ Смоленскаго драгунскаго полка два эскадрона, и слѣдовательно воровскія и ничего не значущіяся партіи не смѣютъ показаться предъ глазами достаточныхъ моихъ постовъ, кромѣ, что къ пикетамъ (кои въ закрытіе коммуникаціи по-надъ самою Кубанью поставлены) нерѣдко подъѣзжаютъ и вседневныя, особливо по ночамъ, пикеты имѣютъ тревоги, переѣзжая безъ всякихъ перевозовъ вплавь чрезъ Кубань на здѣшнюю сторону и обратно, имѣя къ тому способныя мѣста: первое противъ атукайцевъ и бжедуховъ, выше деревни Заны, а второе противъ абазы и шапсуговъ, между Темрюка и Копыла, въ концѣ Кедомита, въ разныхъ мѣстахъ до самаго Копыла. Для чего къ удержанію такихъ воровъ противъ перваго подъ деревнею Заны, въ разстояніи отъ сераскира не далѣе 35-ти верстъ, два казачьи, а во второмъ мѣстѣ одинъ гусарскій и другой казачій полки поставлены, и сіи послѣдніе расположены [702] при Аманъ-калѣ съ тѣмъ, чтобы Темрюку или куда востребуетъ надобность могли служить подкрѣпленіемъ, чиня между тѣмъ свои разъѣзды по самой Кубани и связывать цѣпь съ поставленными отъ моего лагеря пикетами.
Что принадлежитъ до требованія Арсланъ-Гиреева о подвигѣ мнѣ съ войсками къ Кубани, то его желаніе состоитъ въ томъ, чтобъ не только къ Кубани, но и за Кубань съ нимъ я перешелъ, для усмиренія Тохтамышъ-Гирея и его сообщниковъ, что я почитаю совсѣмъ безполезнымъ. Отвѣтствовалъ, что къ сему приступить безъ согласія ханскаго и повелѣнія вашего сіятельства мнѣ не можно, особливо, что нѣтъ у него такихъ сильныхъ собраній, кои-бы могли противиться намъ, кромѣ воровскихъ партій, за каковыми гоняться, особливо за Кубанью и по горамъ, не заключаю никакой въ томъ пользы, а больше взираю (какъ и прежде вашему сіятельству доносилъ) на Таманскій островъ. Еслибъ я показалъ чрезъ Кубань только переправу, то знаю, что всѣ оставя свои дома разбѣгутся въ горы, а тѣмъ самымъ и наиболѣе возбудятся къ ненависти противъ хана и насъ. А потому удерживаюсь я перемѣною моей теперешней позиціи, совѣтуя и ему, сераскиру, чтобы онъ въ собраніи своихъ войскъ взялъ терпѣніе и что нужно теперь еще соображаться съ извѣстіями отъ Порты, а по рѣшеніи съ нею сихъ ничего не значущихъ воровъ не трудно будетъ усмирить.
Вчерашняго числа пріѣхалъ Арсланъ-Гирей-султана казначей съ тѣмъ, чтобъ ему, имѣвшему въ Таманскомъ островѣ весь свой домъ съ имуществомъ, переселить за Кубань въ абазу и соединить вообще съ домомъ сераскира, а притомъ спѣшилъ, чтобъ застать еще въ Тамани Батырь-Гирея, для нѣкоторыхъ по внутреннимъ ихъ дѣламъ переговоровъ, обнадежа меня, что тамъ услышитъ увѣдомленіе, и бывъ у меня между прочими разговорами примѣтить мнѣ было можно носящіяся въ народѣ разглашенія, будто весь Таманскій островъ и степь Кубанскую Россія присвоиваетъ къ себѣ, назначая границею рѣку Кубань. Всѣ таковыя лжевымышленныя разглашенія народу легкомысленному [703] и особливо не имѣющему прямой привязанности къ хану, кажутся вѣроятными.
Хотя и надѣюсь я, что донесеніе г. полковника Макарова, о намѣреніяхъ Суджукъ-кале жителей къ г. генералъ-маіору Борзову отнесенное, свѣдѣнію вашего сіятельства доставлено, однакожь на случай иногда еще неполученія, и я съ моей стороны за настоящее почелъ у сего копію съ дошедшаго ко мнѣ отъ него, г. полковника, рапорта, вашему сіятельству поднести.