Рапортъ бригадира Бринка — князю Прозоровскому. (Приложеніе № 28).
[684]
Вашему сіятельству о сомнѣніи моемъ о Батырь-Гирей-султанѣ я уже доносилъ, которое отъ времени до другаго и еще подтверждается, какъ изъ подносимаго у сего на нѣмецкомъ діалектѣ отъ маіора Фриза, присланнаго ко мнѣ письма[1] объ открытіяхъ ему сераскира Арсланъ-Гирей-султана и касательныхъ до перваго усмотрѣть соизволите. А сверхъ того г. полковникъ Макаровъ сей день меня увѣдомляетъ, что онъ, Батырь-Гирей-султанъ, дѣйствительно, будучи въ неудовольствіи противъ хана, тѣмъ паче, что присланъ отъ него въ Тамань довѣренный каймаканъ и чрезъ своего казначея открывался, что, конечно, ханъ ему не вѣритъ, что присылаетъ еще за нимъ наблюдать, а потому и намѣренъ онъ дня чрезъ два отъѣхать въ свой домъ. А также и на Арсланъ-Гирей-султана я весьма-же мало надежды полагаю и куда только не обращусь, всѣ мнѣ сомнительны въ прямой привязанности хану, по довольно испытаннымъ въ семъ народѣ легкомысліямъ.
Дѣйствіемъ Тохтамышъ-Гирея и другихъ горскихъ султановъ воровскія, скопляющіяся въ горахъ, партіи, донынѣ не умолкаютъ, а еще пріумножаются и не малыми толпами бродятъ за Кубанью, и переходятъ на здѣшнюю сторону къ нашимъ. Такъ, на сихъ дняхъ выше деревни Заны, показалась толпа человѣкъ въ пятистахъ, но по взятой пикетами осторожности, и особливо на тотъ разъ случилась тамъ достаточная прикрывающая заготовляющихъ лѣсъ на починки въ обозахъ команда, къ коей я и отъ себя на подкрѣпленіе пѣхоты и гусаръ успѣлъ прибавить, обращена въ бѣгство въ верхъ по Кубани, и теперь ожидаю рапорта отъ посланной по слѣдамъ оной партіи переправилась-ли чрезъ Кубань, или куда далѣе тянется. А съ [685] другой стороны вчерашній день получилъ отъ поста подъ кряжомъ Кедомитомъ стоящаго, что на той сторонѣ примѣчено разъѣзжающихъ человѣкъ до ста и на Кубани приготовленныя лодки, а въ подтвержденіе того, сего числа получилъ отъ г. полковника Макарова рапортъ по объявленію ему Батырь-Гиреева казначея, что абазинцы и другіе черкесы, собравшись великимъ скопищемъ, намѣрены вскорѣ сдѣлать свое покушеніе на тотъ при Кедомитѣ поставленный постъ. Я по сему предписалъ тому при содержаніи осторожности, гдѣ примѣчена будетъ ихъ переправа, буде въ силахъ себя найдетъ, стараться на оной отразить, а въ невозможности отойти къ Аманъ-Кале и, отправя обозы въ Темрюкъ, взирать болѣе на закрытіе онаго и дабы не могли иногда въ то-же время некрасовцы, подъѣхавъ лодками, попасть на сей постъ, дѣлать оному подкрѣпленія.
Ваше сіятельство соизволите усмотрѣть изъ сего и прежнихъ моихъ донесеній коль не рѣдко и отъ времени до другаго въ горахъ скопища воровскія умножаются и какъ сераскиръ проговариваетъ, что тамъ появились уже турецкія деньги.
Примѣчанія
- ↑ Письма при дѣлѣ не оказалось.