№ 152. Рапортъ бригадира Бринка — князю Прозоровскому.
[385]
Вашего сіятельства отъ 21-го сего мѣсяца ко мнѣ пущенные ордера подъ 76, 77, 78, 79, 80 и 81, я получа и изъ [386] нихъ по нѣкоторымъ о касательномъ по здѣшнему краю донести честь имѣю.
Отправленія отъ вашего сіятельства о происходящемъ въ Крыму все, что до свѣдѣнія его свѣтлости Шагинъ-Гирей-хана, я ничего не оставляя, кромѣ одного отъ 2-го февраля письма, ему чрезъ находившагося здѣсь переводчика Константинова объявлялъ, а и то письмо нынѣ во исполненіе вашего сіятельства повелѣнія, также ему вручено.
Распоряженія его теперь на Кубани на случай отъѣзда въ Крымъ, какъ и въ прежнихъ моихъ донесеніяхъ видѣть изволили; основываются на томъ, чтобы Багадырь-Гирей-султану остаться здѣсь въ Тамани и имѣть главное правленіе по здѣшнему краю и давать знать о всемъ происходящемъ какъ къ нему, такъ и ко мнѣ, а другому брату Арсланъ-Гирей-султану поручаетъ наблюдать надъ едичкульскою ордою, содержаніемъ посту выше деревни Заны, не отнимая отъ него и данное ему Девлетъ-Гиреемъ надъ тою ордой сераскирское достоинство. Едисановъ-же и джанбуйлуковъ поручаетъ извѣстному ему въ добронамѣренности Гаджи-Гирей-султану, живущему за Кубанью близъ рѣки Лабы между темирюйцами и отъ сего послѣдняго на посланныя письма ханъ ожидаетъ на сихъ дняхъ отвѣта. Но какія онъ точно дастъ всѣмъ имъ наставленія, я стараюсь получа отъ него копіи, кои, а равно и я съ моей стороны, сообразно съ тѣмъ какое въ перемѣну теперешнему учрежденію о расположеніи войскъ и содержанію постовъ сдѣлаю вашему сіятельству поднесть не оставлю. На сей-же разъ вашему сіятельству, позиція ввѣреннаго мнѣ деташамента изъ донесеній моихъ уже извѣстна, что начиная отъ самой Еи и до Тамани, оная простирается расположенными на Бейсюгѣ, Керпеляхъ для коммуникаціи при Копылѣ, между онымъ Темрюкомъ и даже во ономъ и здѣсь постами, и хотя на теперешній случай при благополучно стекшихся послѣдованіяхъ, занятіе главныхъ здѣсь въ Темрюкѣ постовъ и дѣйствуетъ успокоеніемъ всѣхъ позади въ горахъ оставшихся развратниковъ, но непостоянство и въ самое спокойнѣйшее [387] время татаръ, особливо черкесъ, на всякія поползновенія склонныхъ вашему сіятельству довольно извѣстны.
При изготовленіи къ высочайшему ея императорскаго величества двору отъ его свѣтлости Шагинъ-Гирей-хана грамоты, хотя онъ и прилагаетъ копіи со всѣхъ данныхъ ему отъ живущихъ въ здѣшнемъ краю ордъ клятвенныхъ обязательствъ, кои вслѣдъ за симъ и съ письмами отъ него къ ихъ сіятельствамъ графъ Петру Александровичу Румянцову-Задунайскому и графу Никитѣ Ивановичу Панину, отправлены будутъ съ капитаномъ Алымовымъ, коего онъ проситъ о посылкѣ туда, въ чемъ я и не могъ ему отказать, но препровожу только вообще съ удержаннымъ мною изъ Петербурга пріѣхавшимъ курьеромъ къ вашему сіятельству. Однакожъ съ моей стороны за настоящее почолъ съ неотосланныхъ еще таковыхъ обязательствъ и вашему сіятельству поднести здѣсь копіи, первую отъ адинцевъ съ переводомъ, а вторую отъ таманцовъ и темрюковцовъ безъ переводу, поелику они равнаго содержанія, каково дано и отъ ачуевскихъ жителей, кое уже отъ 12-го января къ вашему сіятельству отослано.
Наконецъ представляю у сего оригиналомъ и письмо ко мнѣ отъ Орду-агаси по переѣздѣ его на Крымскій берегъ, присланное и съ учиненнымъ переводомъ. Всѣ бывшіе въ развратѣ и нынѣ новому хану предавшіеся аулы, кои въ семъ островѣ найдены, намѣренъ онъ выслать каждаго племени къ прочимъ ауламъ въ едичкульскую и едисанскую орды.
Осталось затѣмъ ожидать благополучной погоды, къ переѣзду его хана въ Ениколь, къ чему уже совсѣмъ онъ приготовился, только продолжающая съ вѣтрами погода его еще удерживаетъ, а при началѣ переправы, вашему сіятельству донесть не оставлю.
При самомъ окончаніи сего какое получилъ ханъ отъ Темиръ-Газы-мурзы письмо, съ него копію съ переводомъ у сего вашему сіятельству подношу.