№ 129. Рапортъ князя Прозоровскаго — графу Румянцову-Задунайскому.
[280]
Г. генералъ-маіоръ Борзовъ рапортовалъ мнѣ, что живущій въ околичности Ениколя Галимъ-Гирей-султанъ приказывалъ чрезъ конфидента его г. Борзова словесно просить: на случай имѣющаго иногда и къ нему быть отъ Девлетъ-Гирей-хана повелѣнія о всеобщемъ вооруженіи татаръ и дабы чрезъ то состоящія подъ его начальствомъ не малое число деревень возмущены не были, то чтобы на защищеніе его и дому о присылкѣ до трехъ сотъ человѣкъ пѣхоты, увѣряя; что способомъ того присланные къ нему принуждены будутъ страха ради, какъ его, такъ и подчиненныхъ съ покоемъ оставить. Я на оное писалъ, ваше сіятельство, къ нему генералъ-маіору, что по настоящей въ томъ въ свое время надобности, отрядъ сей сдѣлать онъ можетъ, только съ тѣмъ, что къ лучшему удостовѣренію, а паче и [281] къ оправданію нашему присовѣтывалъ бы тому султану, чтобы онъ прислалъ къ нему прежде письменное о семъ требованіе, сказавъ въ ономъ причину, что ханъ заставляетъ ихъ быть вооруженными къ дракѣ противу насъ, а онъ напротивъ того, сохраняя трактатныя съ Россійскою Имперіею обязательства, а потому стараясь предохранить и подвластныя ему татарскія селенія отъ таковаго по ханскимъ повелѣніямъ возмущенія и будучи въ дружественномъ противу насъ расположеніи, проситъ его генералъ-маіора о снабженіи его упомянутою небольшою командою. По полученіи каковаго письма, учиненный отрядъ не можетъ кажется, ваше сіятельство, противнымъ быть въ разсужденіи, что таковыя сохраняющія трактатныя съ нами обязательства должны отъ насъ и защиту имѣть.
Вчера каковыя я получилъ чрезъ него г. генералъ-маіора Борзова присланныя къ нему письма, оныя у сего вашему сіятельству препровождать честь имѣю, и именно: подъ № 1 отъ упомянутаго Галимъ-Гирей-султана оригинальное, а подъ № 2 переводъ оному. А затѣмъ подъ № 3 оригинальное Девлетъ-Гирей-хана, а подъ № 4 переводъ оному. Подъ № 5 оригинальное отъ общества крымскаго, а подъ № 6 переводъ оному. Подъ № 7 оригинальное, а подъ № 8 переводъ письма отъ всего крымскаго общества къ Шагинъ-Гирей-султану, присланное къ нему г. Борзову только для пересылки и наполненное, какъ ваше сіятельство изволите усмотрѣть, развращеннымъ выраженіемъ, но не инако, какъ мнѣ мнится, изъ угожденія только хану и по его ихъ наущенію. На что все каковымъ я снабдилъ генералъ-маіора предписаніемъ, съ онаго здѣсь подъ № 9 копію подношу. По которому что принадлежитъ до упоминанія тамъ межъ прочимъ о невозможности въ отрядѣ теперь бота къ Ачуеву, то сіе предписывалъ я ваше сіятельство ему г. Борзову, по полученіи послѣдней отъ 2-го января депеши бригадира Бринка, въ разсужденіи занятія уже Шагинъ-Гирей-ханомъ оной крѣпости Ачуева, и чтобъ какъ для коммуникаціи, такъ особливо дабы появленіемъ въ томъ краѣ таковаго отъ флотиліи нашей судна, можно было [282] лучше иногда привесть во вниманіе жителей тамошнихъ и скорѣе наклонности въ нихъ чрезъ то къ новоизбранному хану произвесть.
Впрочемъ подъ № 10 прилагаю у сего вашему сіятельству оригинальное ко мнѣ письмо крымскаго общества недавно полученное, а подъ № 11 переводъ оному. Подъ № же 12 мое отвѣтное къ нимъ на апробацію подношу.