№ 116. Рапортъ князя Прозоровскаго — графу Румянцову-Задунайскому.
[217]
Отправленныя къ вашему сіятельству отъ бригадира и кавалера Бринка отъ 15-го декабря депеши несомнѣнно уже получены, на которыя, что я писалъ къ нему и къ Шагинъ-Гирей-хану, здѣсь подъ №№ 1-мъ и 2-мъ копіи представить честь имѣю и ожидать буду дальнѣйшаго повелѣнія.
Какъ я моимъ рапортомъ вашему сіятельству[1] отъ 23-го числа доносилъ, что посланный отъ меня въ Бахчисарай сотникъ Пащенко задержанъ тамъ и о чемъ я письмо имѣлъ, которое въ копіи вашему сіятельству и отнесено. То нынѣ возвратился онъ съ посланными отъ общества четырьмя мурзами, съ которыми каковыя получилъ я письма, здѣсь переводы оныхъ подъ №№ 3-мъ и 4-мъ, а равно и оригинальныя подъ №№ 5-мъ и 6-мъ тожь и копіи съ отвѣтныхъ моихъ къ нимъ на то писемъ подъ №№ 7-мъ и 8-мъ, у сего вашему сіятельству представляю. А затѣмъ и поданный мнѣ рапортъ отъ упомянутаго сотника Пащенки, что онъ въ бытность свою тамъ слышать и примѣтить могъ, здѣсь подъ № 9-мъ въ копіи найтить соизволите. Но что я изъ Козлова провіантъ брать пріостановился, такъ какъ изъ отвѣтнаго [218] моего письма къ обществу усмотрѣть изволите, то единственно, чтобы лучше тѣмъ вложить имъ въ мысль, что я впередъ намѣренъ съ войсками движеніе сдѣлать.
Къ Абдувели-пашѣ посылалъ я въ Бахчисарай одного изъ нашихъ сотниковъ компанейскихъ Маргоса, опредѣлившагося въ минувшую войну изъ кефинскихъ армянъ и присланнаго ко мнѣ отъ господина генералъ-маіора Борзова, который, что мнѣ въ отвѣтъ принесъ, взятую съ него сказку о томъ, у сего вашему сіятельству подъ № 10-мъ представляю.
Всѣ требованія отъ партіи Шагинъ-Гирей-хана, какъ ваше сіятельство изо всего усмотрѣть изволите, есть тѣ, чтобы выгнать изъ Крыма Девлетъ-Гирей-хана, которые хотя по мнѣнію моему и нахожу справедливыми, какъ они при немъ въ самомъ дѣлѣ ничего полезнаго сдѣлать не могутъ; но я собою ни къ какому движенію войскъ приступать не осмѣливаюсь, какъ сіе можетъ противно политическимъ резонамъ будетъ, то какъ на оное испрашиваю вашего сіятельства повелѣнія, такъ равно, если-бы Шагинъ-Гирей-ханъ предъуспѣлъ, вытѣсня Орду-агаси, уйтить въ Абазу, самъ перейтить въ Ениколь, то тогда непремѣнно требовать будетъ онъ конвою, а особливо какъ конницы въ Ениколѣ очень мало, то прикажите-ли ваше сіятельство оной ему отрядитъ, которой долженъ быть въ нѣкоторомъ числѣ войскъ. Затѣмъ-же ваше сіятельство, хотя и не полагаюсь я на извѣстіяхъ, чтобъ Гаджи-Али-бей пришелъ съ войскомъ, однакожь имѣть мнѣ въ рукахъ берега или вообозрѣніи должно; если-же я въ сей позиціи и весною останусь въ которой теперича, то всѣ дѣла ихъ отъ меня будутъ, какъ завѣсою закрыты. А другаго развѣдыванія имѣть я не могу, какъ только чрезъ конфидентовъ, которые большею частію бываютъ неосновательны; въ таковое-жь конфузное время никто ни за какія деньги и не поѣдетъ, ибо по одному неосновательному сомнѣнію будутъ убиваемы, то все сіе и придаю милостивому вашего сіятельства разсмотрѣнію ожидать буду на то наставленіи.
Затѣмъ, сославшись на отправленный отъ меня къ вашему [219] сіятельству отъ 24-го числа рапортъ объ ушедшихъ въ Ениколь мурзахъ, нынѣ каковый получилъ о прибытіи ихъ туда отъ господина генералъ-маіора Борзова рапортъ и съ приложеніемъ отъ нихъ письма, здѣсь вашему сіятельству подъ № 11 копіи представить честь имѣю и что я къ нему на оное отвѣтствовалъ, тожь въ копіи у сего подъ 12 найти изволите.
Примѣчанія
- ↑ Исправлена опечатка «сіятетьству». — Примечание редактора enlitera.ru