3259-dekabr-pestel/20

Материал из Enlitera
Перейти к навигации Перейти к поиску
Декабристъ Пестель предъ Верховнымъ Уголовнымъ Судомъ
Автор: Н. П. Павлов-Сильванский (1869—1908)

Источник: Декабрист Пестель перед Верховным уголовным судом / Н. Павлов-Сильванский, — Ростов-на-Дону: А. Сурат, 1907 — (Русская историческая библиотека ; № 15) Качество: 75%


IV. Показанія декабристовъ о Пестелѣ.

6. Показанія М. И Муравьева-Апостола[1].

О совещаніяхъ съ Пестелемъ въ Петербургѣ въ 1824 году.

— Словомъ сказать, до пріѣзда П. Пестеля въ Петербургъ ничего не было замѣчательнаго въ дѣйствіяхъ Сѣвернаго общества.

Въ началѣ 1824 года полковникъ Швейковскій былъ посланъ въ Сѣверную управу, я черезъ него получилъ письмо отъ брата [153] моего Сергѣя, въ которомъ онъ мнѣ писалъ познакомить Швейковскаго съ директоромъ сѣверной управы. Я съ нимъ былъ у князя Трубецкого. Швейковскій требовалъ отъ князя Трубецкого рѣшительный отвѣтъ, хочетъ ли Сѣверная управа соединиться съ Южнымъ обществомъ или нѣтъ. Князь Трубецкой не далъ рѣшительнаго отвѣта, и они разошлись довольно холодно.

Я также былъ съ нимъ у Н. Муравьева, но Н. Муравьевъ отдалялъ разговоръ о дѣлахъ общества. Онъ сказалъ Швейковскому, что, по словамъ князя Волконскаго и В. Давыдова, онъ ждетъ Пестеля. — Князь же Оболенскій самъ пріѣхалъ къ Швейковскому.

Когда я возвратился съ Швейковскимъ къ нему на квартиру, онъ мнѣ сказалъ: «je vous admire d'avoir la patience d‘agir et d‘être avec ces gens», — и вашъ братъ мнѣ говорилъ, что я буду имѣть удовольствіе съ ними познакомиться. Наши поѣздки сдѣлали очень дурное впечатлѣніе на Швейковскаго.

П. Пестель пріѣхалъ въ Петербургъ и, не приступая къ Сѣверному обществу, онъ принялъ Швейковскаго на квартирѣ его, въ Демутовомъ трактирѣ, въ бояры, то есть онъ открылъ ему весь ходъ Южнаго общества. Швейковскій очень обрадовался, слыша все, что ему разсказалъ Пестель.

Когда Пестель пріѣхалъ въ Петербургъ и когда я ему разсказалъ все, что происходило въ Сѣверной управѣ, онъ рѣшился сначала видѣть членовъ оной по одиночкѣ, а не всѣхъ вмѣстѣ, дабы ихъ отклонить другъ отъ друга. Я привезъ къ нему князя Оболенскаго. Онъ ему открылъ всѣ намѣренія Южнаго общества. Князь Оболенскій обѣщалъ ему склонить всѣхъ членовъ Сѣверной управы на принятіе всѣхъ предложеній, сдѣланныхъ Пестелемъ, и соединить Сѣверное и Южное общество. Пестель желалъ, чтобы Сѣверное общество имѣло только одного директора, который былъ бы также членъ Южной директоріи. Пестель послѣ видѣлся раза два или три съ кн. Трубецкимъ, съ Н. Муравьевымъ. Но онъ ихъ никакъ не могъ склонить принять предложенія, имъ дѣланныя. — Онъ рѣшился собрать всѣхъ директоровъ, и имѣть окончательное совѣщаніе съ ними. Они и были собраны на квартирѣ князя Оболенскаго; кромѣ ихъ находились тутъ же Пестель, М. Нарышкинъ и я. Н. Муравьевъ не сжегъ свою конституцію. Пестель, видя, что никто изъ членовъ Сѣвернаго общества не склоняется на его предложеніе насчетъ введенія новаго порядка посредствомъ временнаго правленія и насчетъ соединенія обѣихъ обществъ, ударилъ по столу и сказалъ: «Такъ будетъ же республика». Но всѣ члены Сѣверной управы не согласились, даже кн. Оболенскій присталъ тутъ къ мнѣнію князя Трубецкого и Н. Муравьева. Пестель сказалъ тутъ же: «Такъ Сѣверное и Южное общество отдѣльно, всѣ свѣдѣнія, которыя вы будете желать имѣть отъ Южнаго щества, оно вамъ ихъ доставитъ; надѣюсь, что вы съ вашей стороны то же сдѣлаете. Вотъ Матвѣй Муравьевъ здѣсь остается и вы можете къ нему адресоваться, въ чемъ вамъ нужно будетъ отъ Южнаго общества». Онъ тутъ же уѣхалъ и не видѣлся болѣе съ директорами Сѣвернаго общества, объ которыхъ онь очень дурно относился. [154]

Изъ членовъ Сѣвернаго общества я ни съ кѣмъ не говорилъ объ истребленіи всей царской фамиліи. Еще въ деревнѣ братъ мой Сергѣй мнѣ сказалъ, что онъ никакъ не согласенъ на это предложеніе Пестеля и что, посягнувши на жизнь покойнаго Государя и начавши дѣйствія успѣшно, достаточно будетъ прочихъ членовъ Царской фамиліи выслать изъ Россіи. Н. Муравьевъ насчетъ тѣхъ, которые выѣзжать изъ Россіи не хотятъ, предлагалъ слѣдовать примѣру Франціи, которая незаконнымъ образомъ овладѣла имуществомъ эмигрантовъ; на что я и былъ согласенъ съ нимъ, съ тѣмъ чтобы имѣнія такихъ лицъ превратить въ наличныя деньги. Правительство будетъ хранить до возвращенія спокойствія и возвратитъ сіи суммы тѣмъ, которымъ они принадлежали.

Прежде нежели директора были собраны у Оболенскаго, — Пестель видѣлся съ Н. Тургеневымъ. Тутъ находились Оболенскій, . Н. Муравьевъ и я. Но Н. Тургеневъ не согласился на принятіе плана конституціи Пестеля; — онъ никакъ не хотѣлъ допуститъ раздѣленія земли, говоря, что не мѣшая промышленности, земли непримѣтнымъ образомъ сами собою раздѣлятся. — Мнѣніе Н. Тургенева очень подѣйствовало на всѣхъ членовъ Сѣверной управы. Пестель съ нимъ также болѣе не видѣлся.

Послѣ всего того, что я сказалъ, Пестель мнѣ сказалъ, что съ содѣйствіемъ Ѳ. Вадковскаго мнѣ должно здѣсь составить отдѣльное общество такъ, чтобы Сѣверное сего не знало, чтобы не прервать всѣ сношенія съ онымъ. Вадковскій познакомилъ Пестеля и меня съ Свистуновымъ, Пестель его принялъ въ члены Южнаго общества, и для того, чтобы они могли совершенно быть свободны въ своихъ дѣйствіяхъ, онъ ихъ обоихъ на квартирѣ Ѳ. Вадковскаго сдѣлалъ боярами Южнаго общества, то есть имъ все открылъ. У Свистунова на квартирѣ Пестель принялъ въ члены общества Анненкова, Поливанова, Кривцова, Депрерадовича, которые были приняты въ братья, то есть они знали, что нужно перемѣнить настоящій порядокъ вещей посредствомъ вооруженія и нѣкоторое понятіе онъ имъ далъ о его планѣ конституціи и все, что клонилось къ склоненію ихъ къ республиканскимъ мыслямъ. Послѣ сего Пестель выѣхалъ изъ Петербурга (Дѣло № 397).

Примѣчанія

  1. О немъ см. введеніе.
Содержание