[66]
№ 60. Императоръ Александръ — Барклаю-де-Толли.
Михайло Богдановичъ! Я получилъ донесенія ваши, какъ о причинахъ, побудившихъ васъ идти съ первою арміею на Смоленскъ, такъ и о соединеніи вашемъ со второю арміею. [67]
Такъ какъ вы для наступательныхъ дѣйствій соединеніе сіе считали необходимо нужнымъ, то я радуюсь, что теперь ничто вамъ не препятствуетъ предпринять ихъ, и судя по тому какъ вы меня увѣдомляете, ожидаю въ скоромъ времени самыхъ счастливыхъ послѣдствій.
Я не могу умолчать, что хотя по многимъ причинамъ и обстоятельствамъ при начатіи военныхъ дѣйствій, нужно было оставить предѣлы нашей земли, однакоже не иначе какъ съ прискорбностью долженъ былъ видѣть, что сіи отступательныя движенія продолжались до самаго Смоленска.
Съ великимъ удовольствіемъ слышу я увѣренія ваши о хорошемъ состояніи нашихъ войскъ, о воинственномъ духѣ и пылкомъ желаніи ихъ сражаться. Не менѣе доволенъ также опытами отличной ихъ храбрости во всѣхъ бывшихъ доселѣ битвахъ и терпѣливостью, оказанною ими во всѣхъ многотрудныхъ и долгихъ маршахъ.
Вы изъ рапортовъ графа Витгенштейна видѣли блистательное дѣло, въ которомъ удалось ему не только разрушить намѣреніе маршала Удино и Макдональда, спѣшившихъ соединенными силами вторгнуться въ Псковскую губернію, но и разбить перваго изъ нихъ, такъ что одно только скорое отступленіе могло спасти его отъ совершеннаго истребленія, и маршалъ Макдональдъ увѣдомясь о сей побѣдѣ принужденъ былъ ретироваться за Двину.
Присланное отъ васъ ко мнѣ донесеніе генерала Тормасова возвѣщаетъ также не только о знаменитой самой по себѣ побѣдѣ, но еще болѣе важной потому, что генералъ сей дѣйствуетъ теперь во флангъ и въ тылъ непріятелю. Толь благополучныя начала служатъ преддверіемъ и подаютъ твердую надежду на счастливое окончаніе нынѣшней кампаніи.
Вы развязаны во всѣхъ вашихъ дѣйствіяхъ безъ всякаго препятствія и помѣшательства, а потому и надѣюсь я, что вы не упустите ничего къ пресѣченію намѣреній непріятельскихъ и къ нанесенію ему всевозможнаго вреда. Напротивъ того, [68] возьмете всѣ строгія мѣры къ недопусканію своихъ людей до грабежа, обидъ и разоренія поселянамъ и обывателямъ.
Я съ нетерпѣніемъ ожидаю извѣстія о вашихъ наступательныхъ движеніяхъ, которыя, по словамъ вашимъ, почитаю теперь уже начатыми. Поручая себя покровительству Божію и твердо надѣясь на справедливость защищаемаго мною дѣла, на искусство и усердіе ваше, на дарованіе и ревность моихъ генераловъ, храбрость офицеровъ и всего воинства, ожидаю въ скоромъ времени услышать отступленіе непріятеля и славу подвиговъ вашихъ.