[566]
№ 440. Василій Марченко — графу Аракчееву (собственноручно).
Честь имѣю представить в. с. записку вашу о вспоможеніи изувѣченнымъ офицерамъ.
По отправленіи послѣдняго письма мы не останавливаясь прошли Гагенау, Саверно, Сарбургъ и дер. Викъ, куда поутру прибыли сегодня, шедши цѣлую ночь для избѣжанія ужаснаго жара. Завтра переходимъ въ Нанси и едва-ли останемся тамъ, развѣ для истребленія мародеровъ, которые, по разбитіи Блюхеромъ всей арміи, разсыпались по лѣсамъ десятками и скрываются въ горахъ. [567]
Третьяго дня обходили мы Пфальцбургъ дорогою, нарочно въ горахъ проведенною по каменнымъ утесамъ. Кто былъ въ экспедиціи подъ Дрезденомъ, тѣ увѣряютъ, что эта дорога хуже тамошней, и мы довольно помучились пока сдѣлали обходъ сей.
Какъ отправленіе курьера отложено до Нанси, дабы онъ слѣдовалъ военною уже нашею дорогою на Саргсмюнъ и Кейзерслаутернъ, то и письмо сіе отправляю къ в. с. изъ Нанси, прекрасно выстроеннаго города, регулярнаго и съ большими площадями, въ который вошелъ 4-й нашъ корпусъ въ 7 часовъ сегодня поутру. Государь прибылъ около полудня и французы все тѣ же: кричатъ виватъ безъ умолку; пробиться нельзя въ улицахъ отъ народа, а вчера еще спорили лучше-ли республику имѣть или Бонапарта? О Бурбонахъ помину нѣтъ.
Завтра здѣсь дневка и послѣ маршъ на Витри, ежели непріятель не поспоритъ. Большихъ корпусовъ нигдѣ нѣтъ, правда, но всякій редутъ занятъ гарнизономъ, а обходы укрѣпленныхъ мѣстъ и крѣпостей несносны. По вчерашнимъ слухамъ Веллингтонъ въ Версали, а Блюхеръ около Парижа, но не слыхать, войдутъ-ли они безъ насъ въ Парижъ. Жители говорятъ, что будто и король французскій пріѣхалъ къ Веллингтону, только имъ нельзя вѣрить, какъ французамъ.
Изъ армейскихъ новостей могу сказать только то, что Раевскому на оплату долговъ пожалованъ одинъ милліонъ рублей заимообразно (нынче не просятъ уже тысячами), а Капцевичу, вмѣсто алмазныхъ знаковъ, хотятъ дать аренду по чину — мѣна хоть куда! То фельдмаршалъ хлопочетъ о томъ.