[548]
№ 424. Василій Марченко — графу Аракчееву.
Послѣ отправленнаго мною письма къ в. с. не получено у насъ добрыхъ вѣстей. Къ Бонапарте переходятъ приверженцы его изъ арміи и онъ уже въ Ліонѣ, но вчера получены извѣстія, что въ южныхъ провинціяхъ бунтъ и жители всѣ надѣли бѣлую кокарду, а Массена поддерживаетъ энтузіазмъ ихъ. Ней ручается за свой корпусъ, съ которымъ выступаетъ въ походъ и обѣщаетъ два милліона франковъ за голову Бонапарта. Въ Парижѣ было спокойно, два генерала передавшіеся къ Наполеону и доставшіеся въ плѣнъ послѣ, роялистамъ, убиты. Таковы извѣстія парижскія по 16-е марта нов. ст. Между тѣмъ, арміи на маршѣ и нашей тоже послали сегодня повелѣніе идти въ Баварію тремя дорогами; обозу Государя равномѣрно приказано выступить изъ Варшавы. Шварценбергъ, Веллингтонъ и Вреде, собираются ѣхать къ своимъ войскамъ; Блюхеръ тоже назначенъ, говорятъ, хотя по окончаніи войны, рѣшительно отказался онъ отъ службы. Казаковъ приказано выслать: 10 полковъ донскихъ и пять черноморскихъ, да Барклай ведетъ съ собой 10.
Записку в. с. о полякахъ я докладывалъ Государю, вмѣстѣ съ бумагами изъ совѣта, отъ Барклая и отъ Великаго Князя, по сему же предмету полученными, въ которыхъ тоже много написано. Дѣло не кончено осталось; но по объясненіямъ, высылка денегъ продолжится до окончанія войны, въ видѣ заимообразнаго отпуска, который будетъ возвращенъ министру финансовъ, какъ скоро образуется герцогство.
Ваше сіятельство столь милостивы ко мнѣ и къ семьѣ моей, что я не нахожу словъ благодарить васъ. Жена моя съ энтузіазмомъ, какъ роялистка, пишетъ ко мнѣ, что вы изволили завтракать у нее, съ окружавшими васъ въ походѣ и при большой неисправности ея хозяйства, были благосклонны къ недостаткамъ. Цѣну расположенія сего мы оба чувствовать только умѣемъ, а выразить чувства наши на бумагѣ не мое дѣло. Тутъ [549] надобно воспитаніе, котораго отецъ не въ состояніи былъ дать мнѣ.
Молю Бога, да ниспошлетъ долгоденствіе вамъ, благодѣтель мой, съ вожделѣннымъ здоровьемъ и спокойствіемъ.