2789/419

Материал из Enlitera
Перейти к навигации Перейти к поиску
Отечественная война в письмах современников (1812—1815 гг.)
Автор: Н. Ф. Дубровин (1837—1904)

Источник: Дубровин, Н. Ф. Отечественная война в письмах современников (1812—1815 гг.). — СПб.: 1882. Качество: 75%


[541]

1815 годъ.

№ 419. Д. Гурьевъ — графу Аракчееву (собственноручно).

8-го января 1815 г. С.-Петербургъ.

Пользуясь случаемъ свиданія князя Трубецкаго съ в. с., я за удовольствіе поставляю поздравить васъ отъ искренняго сердца съ новымъ годомъ и пожелать вамъ всѣхъ благъ. Примите сіе какъ отъ человѣка истинно васъ почитающаго и совершенно вамъ благодарнаго.

Позвольте мнѣ на нѣсколько минутъ занять васъ моими безконечными и трудными заботами. Я имѣлъ честь въ свое время сообщить вамъ о распоряженіяхъ моихъ въ покрытіи платежомъ экстраординарной суммы, опредѣленной на майскую прошедшаго года треть арміи, подъ командою фельдмаршала Барклая. Я удовлетворился въ семъ случаѣ усиленными изворотами собственныхъ министерства финансовъ способовъ, какъ въ самое [542] короткое время послѣ того получилъ я новое повелѣніе отпустить польскимъ войскамъ злотыми, составляющими на ассигнаціи 5.345,000 р. Дабы не умножать за границею массу нашихъ ассигнацій, столь подавляющую на Петербургской биржѣ заграничный курсъ и возвышающую цѣну золотой и серебряной монеты, я рѣшился и сію знатную сумму заплатить червонными, половину изъ субсидіи, а другую изъ Петербурга. Но не успѣлъ привести сіе въ исполненіе, новое уже дано мнѣ предписаніе о заплатѣ арміи, подъ командою графа........[1] 10 мил., и притомъ сообщено, что половину сей суммы прямо изъ Вѣны повелѣно Жерве отпустить изъ субсидіи. Вы можете посудить сколь таковое распоряженіе разстроило мои назначенія субсидной суммы, совсѣмъ уже почти истощенной. Но и въ сихъ обстоятельствахъ представилось еще средство сдѣлать оборотъ: другіе пять милліоновъ, по положенію комитета финансовъ, ассигнованы на ассигнаціонный банкъ. Вслѣдъ за симъ явился новый требователь, графъ Санти, интендантъ герцогства Варшавскаго, о коемъ я никогда и не слыхивалъ. Но, какъ видно, ему было извѣстно, сколь легко на министерство финансовъ ассигнуются платежи, онъ разсудилъ прямо ко мнѣ обратиться. Я бы, конечно, не уважилъ его отношенія, если бы въ то самое время графъ Барклай не увѣдомилъ меня, что онъ снабдилъ графа Санти заимообразно суммою, прося какъ можно поспѣшнѣе доставить къ нему деньги, безъ чего могутъ быть самыя трудныя послѣдствія. Я рѣшился все сіе представить на соображеніе комитета финансовъ, который въ число болѣе шести милліоновъ, имъ требованныхъ, положилъ отпустить еще изъ суммъ ассигнаціоннаго банка до 3.600,000 р., извѣстивъ его однако же, по моему настоянію, что никакихъ его требованій исполнять не будутъ и чтобы онъ относился о своихъ надобностяхъ къ кому слѣдуетъ. Но черезъ нѣсколько дней тотъ же графъ Санти съ нарочнымъ курьеромъ пишетъ ко мнѣ о высылкѣ къ нему еще пяти [543] милліоновъ и въ самомъ непродолжительномъ времени. Признаюсь вамъ, что я тутъ уже потерялъ все терпѣніе и съ согласія князя Салтыкова увѣдомилъ его, что никакихъ впредь суммъ по требованію его отпускаться ему не будетъ.

Изъ всего вышеизложеннаго вы представить можете, сколь мечтательны всѣ предположенія о приведеніи въ прочное основаніе нашихъ финансовъ. Къ сему присовокупляю копію со счета, представленнаго мною въ комитетъ финансовъ[2], изъ коего вы увидите, что въ 1814 году одни экстраординарные расходы по 1-е декабря простирались до 166 милліоновъ рублей.

Примѣчанія

  1. Фамилія такъ написана, что ее разобрать невозможно.
  2. Счета этого при письмѣ не оказалось.
Содержание