[431]
№ 318. И. А. Пукаловъ — графу Аракчееву.
Третіе письмо посылаю къ вамъ, милостивый мой графъ. Новый годъ да принесетъ вамъ новое здоровье, и милость Божеская осенитъ васъ.
Здѣшняя публика на сихъ дняхъ отставила васъ отъ службы по какимъ-то неудовольствіямъ съ фельдмаршаломъ. Я отъ многихъ слышалъ и смѣялся заблужденію. Не огорчайтесь симъ, почтеннѣйшій графъ! Всегда было и будетъ, что люди государственные часто невинно страждутъ во мнѣніи невѣждъ. Высочайшій манифестъ одинъ читанъ публично въ Казанскомъ соборѣ. Другаго, о построеніи въ Москвѣ храма Божія, не читали къ сожалѣнію всѣхъ. Говорятъ, министръ юстиціи не велѣлъ и за то на него сѣтуютъ. Я замѣтилъ, что почтеннѣйшій здѣшній [432] фельдмаршалъ (графъ Н. И. Салтыковъ) не равнодушно смотритъ на сіе распоряженіе, а самъ не выступаетъ потому, что не къ нему были бумаги адресованы. Его сіятельство поручилъ мнѣ написать его почтеніе и поздравленіе съ новымъ годомъ. Я могу быть истолкователемъ его расположенія къ вамъ.
По случаю смерти е. в. Принца Ольденбургскаго закрыты здѣсь всѣ публичныя зрѣлища. Дамы скучаютъ, а мужчины занимаются бостономъ. Всего лучше выдуманы карты и книги: онѣ отнимаютъ скуку и время говорить о пустомъ. Потерявъ связь съ комендантомъ, я не имѣю свѣдѣній о политикѣ и военныхъ происшествіяхъ. Съ духовными также не вижусь, испытавъ суетность ихъ обращенія. Посему найдете вы меня невѣждою.