[406]
№ 300. Преосвященный Ѳеофилактъ епископъ рязанскій — князю А. Н. Голицыну.
Городъ Смоленскъ, куда пріѣздомъ въ 19-й день сего мѣсяца ускорилъ я преосвященнаго Иринея только за одинъ часъ, — есть совершенная западня. Не имѣетъ онъ сообщенія ни съ какими городами, даже и съ Вязьмою, кромѣ какъ чрезъ [407] попутчиковъ и курьеровъ изъ главной арміи въ Москву. И потому даже гадательно не могу знать скоро-ли письмо сіе, со вложенными двумя доношеніями, дойдетъ до вашихъ рукъ. Отсылку онаго поручилъ я здѣшнему г. полиціймейстеру, а о почтамтскихъ чиновникахъ нѣтъ здѣсь и слуху.
Находясь въ такой неизвѣстности обо всѣхъ странахъ, Смоленскъ окружающихъ, я рѣшился вчера отправить въ Могилевъ нарочнаго для нужнаго развѣданія, и коли (если) можно будетъ, то и самъ съѣзжу туда на нѣсколько дней. Сія кратковременная отлучка не остановитъ дѣйствій моихъ по Смоленской епархіи, которая вся теперь приведена въ движеніе и мнѣ остается только ожидать донесеній и чинить потомъ рѣшенія. Въ такое-жь точно положеніе поставилъ я разоренные уѣзды и по Калужской епархіи.
Въ Смоленскѣ пятая только часть уцѣлѣла отъ пожаровъ. Каменный архіерейскій домъ сгорѣлъ, а остался небольшой деревянный, гдѣ также жить нельзя по причинѣ разбитія стеколъ. Я квартирую въ домѣ г. Каховскаго, который довольно покоенъ, а преосвященный Ириней въ Троицкомъ монастырѣ, подлѣ каѳедральнаго собора.
У смоленскихъ гражданъ тотъ-же ропотъ на занятіе уцѣлѣвшихъ домовъ постоями и госпиталями, какой замѣтилъ я и въ вяземскихъ. Отъ Вязьмы на Смоленскъ чрезъ Дорогобужъ нѣтъ никакого тракта, по причинѣ разоренія селеній и г. Дорогобужа. Я ѣхалъ чрезъ Ельню, который городъ также весь обращенъ въ госпиталь, а вслѣдъ за мною и г. министръ полиціи, который останавливался у меня на квартирѣ и пробылъ здѣсь не болѣе пяти часовъ, а на обозрѣніе разореннаго города употребилъ онъ не болѣе часа, проговаривая, что поспѣшаетъ въ Вильну. На станціяхъ отъ Вязьмы къ Смоленску выставлены лошади изъ весьма отдаленныхъ мѣстъ и нѣтъ для нихъ ни сѣна, ни овса; кормятъ ихъ только соломою, и потому походятъ болѣе на тѣни шатающіяся нежели на животныхъ. Самъ г. Балашовъ при переѣздѣ изъ Вязьмы въ Смоленскъ пробылъ около трехъ [408] сутокъ въ дорогѣ, а разстояніе сихъ мѣстъ не съ большимъ 200 верстъ.
Описаніе разоренныхъ и поврежденныхъ церквей и прочихъ зданій, духовенству принадлежащихъ въ Смоленскѣ съ его окрестностями, имѣетъ быть представлено въ свое время, а теперь кратко донесу о здѣшнемъ духовенствѣ: всѣ почти священно и церковно-служители нуждаются въ пропитаніи. Одни только тѣ достаточны и можно сказать разбогатѣли, кои оставались въ городѣ. Въ числѣ таковыхъ и упоминаемый въ приложенномъ при доношеніи спискѣ съ отношенія моего къ преосвященному Иринею — священникъ Мурзакевичъ. Удивило меня то, что здѣшняя игуменья съ монахинями и бѣлицами также не выѣзжала изъ монастыря и отъ французовъ не видѣла ни притѣсненія, ни оскорбленія. Кажется, что непріятель ласкалъ здѣшнихъ жителей въ чаяніи долго побыть съ ними.
Здѣшняя консисторія еще не открыта; но я настою объ открытіи оной. Первое въ оной дѣло будетъ трактоваться о священникѣ Мурзакевичѣ и о другихъ ему подобныхъ, позволившихъ непріятелю употреблять ихъ въ услуги себѣ.
Оканчиваю покорнѣйшею просьбою о присылкѣ ко мнѣ денегъ для отвращенія голода отъ нуждающихся въ пропитаніи, о чемъ еще изъ г. Сычевокъ, отъ 11-го числа декабря, имѣлъ я честь писать къ вашему сіятельству и представить Св. Сѵноду. По числу страждущихъ отъ недостатка очень малъ данъ мнѣ кредитъ въ казенныхъ палатахъ. Но и по сему кредиту едва-ли что получу въ Смоленскѣ и Могилевѣ, гдѣ вовсе не находится казенныхъ палатъ.
Впрочемъ, примите, милостивый благодѣтель, усерднѣйшее поздравленіе съ наступающими великими празднествами всего христіанскаго міра, и вѣрьте, что пребуду навсегда съ совершеннымъ къ особѣ вашей уваженіемъ и душевною преданностію.
Завтра буду встрѣчать чудотворную икону Богоматери, которую изъ Бѣлаго провождаетъ экономъ здѣшняго архіерейскаго дома.