2789/291

Материал из Enlitera
Перейти к навигации Перейти к поиску
Отечественная война в письмах современников (1812—1815 гг.)
Автор: Н. Ф. Дубровин (1837—1904)

Источник: Дубровин, Н. Ф. Отечественная война в письмах современников (1812—1815 гг.). — СПб.: 1882. Качество: 75%


[400]

№ 291. Римскій-Корсаковъ — О. П. Козодавлеву.

16-го декабря 1812 г. Вильна.

Государь прибылъ сюда 10-го числа, въ 5-мъ часу. Подробности встрѣчи и пребыванія Его Величества въ теченіе 10-го, 11-го и 12-го описаны вашему превосходительству Флоромъ Осиповичемъ и донесенія его посланы: 1-е — съ преображенскимъ офицеромъ Блемомъ, 2-е — съ почталіономъ Плакуновымъ и 3-е — съ піонернымъ офицеромъ Буксгевденомъ.

Всякій день Государь бываетъ у развода, весьма веселъ, доволенъ и здоровъ. Разводъ всегда восклицаетъ ура! Свѣтлѣйшаго при семъ не бываетъ, а Его Величество окруженъ адъютантами и гвардіею. 14-го числа былъ у Императора маленькій столъ. 15-го числа цесаревичъ давалъ обѣдъ генералитету и въ сей же день дворянство назначило быть балу и всѣ были приглашены, но Императоръ отказалъ, сказавъ, что нѣкогда и чтобы лучше деньги, собранныя для сего бала, количествомъ 40 т., отдать на госпитали. Изъ сего вѣрно то, что балъ отказанъ и не будетъ, а справедливо-ли исчисленіе, не ручаюсь.

Въ тотъ же день прибылъ сюда Чичаговъ. Адмиралъ сей въ общемъ мнѣніи на весьма невыгодномъ счетѣ. Сами военные простить ему не могутъ утечку Наполеона и нѣтъ человѣка ему доброжелательствующаго. Общій слухъ между всѣми военными есть тотъ, что Барклай смѣнитъ Чичагова, а сей будетъ канцлеромъ. Думаю, что это насмѣшка, однакожь есть люди, отвѣчающіе головою, что сіе такъ. Положеніе въ какомъ остался Румянцовъ, кажется, должно опровергать сей слухъ.

Сказываютъ, что войска скоро отсюда выступятъ. Наши авангарды уже выступили за границу и Добровольскій получилъ приказаніе учреждать тамъ почты.

Говорятъ, что главныя квартиры будутъ: Государя въ Бѣлостокѣ, свѣтлѣйшаго въ Тильзитѣ, а Тормасова въ Варшавѣ. Утверждаютъ, что до 40 т. ушло непріятелей, и гдѣ онъ, уже [401] неизвѣстно, ибо Платовъ, дойдя до Ковны, остановился. Сказываютъ, что изъ Ковны Наполеонъ пошелъ въ Варшавское герцогство. Вообще о сихъ обстоятельствахъ здѣсь ничего вѣрнаго не узнаешь; всѣ безъ исключенія объ оныхъ говорятъ и разсуждаютъ. Всѣ тщеславятся торжествомъ надъ непріятелемъ и не могутъ никакъ по сіе время разрѣшить загадку сего чуднаго переворота. Впрочемъ, только одна бодрость, побѣды и національный духъ оживляютъ физіономіи спавшихъ съ лица и весьма похудѣвшихъ офицеровъ и солдатъ. Свѣтлѣйшій превыше всѣхъ превозносимъ ими. За нимъ Милорадовичъ, коему графиня Орлова-Чесменская прислала мечъ, богато осыпанный брилліантами, который подаренъ былъ ея отцу отъ Императрицы Екатерины II. Милорадовичъ общую имѣетъ къ себѣ привязанность. Ему сверхъ 2-го Георгія, данъ 1-й Владиміра. Генералы, коихъ за симъ хвалятъ, суть: Раевскій, Коновницынъ, графъ Орловъ-Денисовъ, Саблуковъ, Потемкинъ и еще нѣсколько. Сказать должно однакожь, что интригъ пропасть, иному переложили награды, а другому не домѣрили.

Содержание