2789/26

Материал из Enlitera
Перейти к навигации Перейти к поиску
Отечественная война в письмах современников (1812—1815 гг.)
Автор: Н. Ф. Дубровин (1837—1904)

Источник: Дубровин, Н. Ф. Отечественная война в письмах современников (1812—1815 гг.). — СПб.: 1882. Качество: 75%


[37]

№ 26. Графъ Ростопчинъ — Балашеву.

4-го іюля 1812 г. Москва.

Объявленныя мнѣ Высочайшія повелѣнія я имѣлъ честь поручить и приступилъ къ ихъ исполненію.

По дѣлу купца Верещагина ничего другаго не открывается какъ то, что онъ наставительно утверждаетъ быть сочинитель сообщенной отъ меня къ вамъ бумаги. Отецъ его, гость бывшій за столомъ и самъ Верещагинъ объявляютъ, что Ф. П. Ключаревъ обѣщалъ ему покровительство и что молодой Верещагинъ имѣлъ знакомство въ почтамтѣ. Сіе показаніе вошло въ допросѣ, какъ уже было въ надворномъ судѣ. Но какъ онъ второй [38] гильдіи купецъ, слѣдственно избавленъ отъ тѣлеснаго наказанія, то уголовная палата и не можетъ рѣшить его судьбу, а опредѣленіе ея пойдетъ въ Сенатъ. А какъ непремѣнно нужно устранить неблагонамѣренныхъ и показать всѣмъ, что преступленіе скоро пріемлетъ должное наказаніе, то я и испрашиваю у Г. И. повелѣнія.

Публика весьма покойна, потому что гр. Н. И. Салтыковъ сообщаетъ мнѣ безъ замедленія журналъ военныхъ дѣйствій, я его тотчасъ приказываю печатать въ Управѣ Благочинія и раздавать по городу. Хотя сначала и необыкновенно нѣкоторымъ показалось, что двѣ столь многочисленныя арміи могутъ стоять въ близкомъ разстояніи безъ сраженія, но узнавъ и настоящее дѣлъ положеніе Наполеона и увѣрясь, что со стороны нашей производится пагубный для него планъ, всѣ успокоились и отъ скораго обнародованія извѣстій ждутъ ихъ отъ меня, а другимъ слабо вѣрятъ. Иностранцы весьма осторожны. Всего болѣе радуетъ извѣстіе о хорошемъ урожаѣ по весьма многимъ точнымъ свѣдѣніямъ, за исключеніемъ части Рязанской и Калужской губерній; повсемѣстно годъ изобильный. Здѣсь овсы спали 2 р. 25 коп. съ четверти, сѣно въ двѣ недѣли изъ рубля вошло въ 40 коп., говядина изъ 25 коп. въ 16 коп. Купцы съ нетерпѣніемъ ждутъ мира съ Англіею»......[1]. Г. статскій совѣтникъ Каразинъ, пріѣхавъ въ Москву, черезъ часъ явился ко мнѣ и подалъ письменное объявленіе, что онъ встрѣтилъ на второй почтѣ ѣдущаго чиновника въ Николаевъ, который показался ему подозрительнымъ или бѣглымъ, и по выговору и по новостямъ имъ передаваемымъ, онъ его принялъ за шпіона. Полагая, что у сего человѣка могли быть какія нибудь письма въ Польшу или далѣе, я тотчасъ послалъ его догнать и привезти назадъ маіора Чистякова съ унтеръ-офицеромъ. Онъ его настигъ не доѣзжая Орла и привезъ въ Москву. Человѣкъ сей родиною изъ Нидерландовъ и по имени Шлейденъ, 14-го класса, служитъ при [39] казенной адмиралтейской суконной фабрикѣ, говоритъ дурно, ломанымъ языкомъ, очень глупъ; въ бумагахъ ничего не найдено, и онъ посидя два дня на хлѣбѣ и на водѣ за то, что сказывалъ будто въ Москвѣ всѣ встревожены отъ войны, отпущенъ въ Николаевъ.

Приложенное при семъ представленіе покорнѣйше прошу поднести Г. И., и какъ всѣ способы мною предлагаемые возможны и полезны въ исполненіи, то я и надѣюсь, что получу разрѣшеніе.

P. S. Находящійся въ Тамбовской губерніи фабрикантъ французъ Ліонъ долженъ быть навѣрно посланъ отъ французскаго правительства. Зачѣмъ ему ѣздить за 50 верстъ, давать по 500 р. на дворъ погорѣлымъ крестьянамъ и при раздачѣ подаяній всякаго рода толковать, что русскіе не помогаютъ, а что французы все отдаютъ и что ихъ за то любить должно.

Примечания

  1. Далѣе нѣсколько словъ не разобрано.
Содержание