2789/258

Материал из Enlitera
Перейти к навигации Перейти к поиску
Отечественная война в письмах современников (1812—1815 гг.)
Автор: Н. Ф. Дубровин (1837—1904)

Источник: Дубровин, Н. Ф. Отечественная война в письмах современников (1812—1815 гг.). — СПб.: 1882. Качество: 75%


[360]

№ 258. Робертъ Вильсонъ — Императору Александру.

Изъ Вильны безъ числа.

Всемилостивѣйшій Государь! Я пользуюсь первымъ удобнымъ случаемъ, чтобы изъявить Вашему Величеству чувство моей благодарности за Всемилостивѣйшее письмо, коимъ удостоить меня соизволили черезъ барона Бринкена.

Я всегда руководствовался истиннымъ усердіемъ къ пользамъ Вашего Величества и всегда старался съ точностію доносить Вашему Величеству о всѣхъ происшествіяхъ послѣдней важной эпохи; но едва-ли смѣлъ ожидать совершеннаго прощенія за тѣ высокомѣрныя мнѣнія, коими дерзалъ утруждать Ваше Величество по неограниченному усердію.

Мнѣ остается только просить Ваше Величество о продолженіи Вашего снисхожденія и чтобы погрѣшности ума не относились на счетъ сердца, всегда преисполненнаго ревностнѣйшею преданностію къ Вашему Величеству.

Въ письмѣ моемъ изъ Минска я имѣлъ смѣлость представлять о надобности приступить немедленно къ дѣятельнымъ операціямъ, если освобожденіе Волыніи и граница по Вислѣ почитаются предметами первой важности.

Чѣмъ болѣе я обозрѣваю сію мѣру во всѣхъ политическихъ и военныхъ ея отношеніяхъ, тѣмъ болѣе убѣждаюсь, что всякое отлагательство въ исполненіи будетъ предосудительно выгодамъ Вашего Величества.

Я знаю, что ослабленное состояніе здѣшней арміи и чрезвычайная суровость теперешняго времени могутъ быть представлены въ видѣ препятствій къ дальнѣйшимъ наступательнымъ дѣйствіямъ, и что разныя благовидныя причины могутъ быть пріисканы, чтобы остановить непріятельскія дѣйствія противу Австріи; но въ отвѣтъ на первыя уваженія я представилъ бы [361] нравственную силу остальной арміи, какъ прочное вознагражденіе уменьшившагося числа и потомъ то, что сколь ни слаба сія армія, но въ соединенномъ дѣйствіи съ генераломъ Сакеномъ, генераломъ Тучковымъ и съ отрядами генерала Рота сила ея и по числу дополнится и будетъ достаточна для занятія Варшавскаго герцогства, между тѣмъ какъ арміи графа Витгенштейна и адмирала Чичагова, въ настоящемъ своемъ положеніи, будутъ способны выполнить то порученіе, которое имъ будетъ назначено.

Если жестокость погоды можетъ представить нѣкоторыя неудобства, то тѣ же неудобства и гораздо въ большей степени будутъ существовать и для непріятеля.

Соображеніе многихъ военныхъ причинъ ведетъ къ заключенію, что при настоящихъ нашихъ способахъ можно одержать такой успѣхъ въ теперешнихъ обстоятельствахъ, какого нельзя имѣть въ другое время съ тройными силами.

И потому, признаюсь, я опасаюсь, что ежели непріятель не будетъ вытѣсненъ изъ мѣстъ имъ нынѣ занимаемыхъ, то настоящій вопросъ можетъ кончиться не только потерею того, что̀ мы могли бы пріобрѣсти, но и того что̀ до сихъ поръ оставалось въ неприкосновенности.

Я лучше бы согласился, чтобы непріятель занималъ теперь опять всю Литву и Курляндію, нежели одинъ шагъ земли въ Волыніи; особливо же такой непріятель какова Австрія.

Я уже прежде представлялъ о тѣхъ политическихъ уваженіяхъ, по которымъ, какъ мнѣ кажется, нужно чтобы кампанія продолжилась. Я не стану утруждать Ваше Величество повтореніемъ и Вашему Величеству, конечно, лучше извѣстно, что по сему предмету можетъ быть еще сказано.

Если будетъ приступлено къ наступательнымъ дѣйствіямъ противъ Варшавскаго герцогства, то сія армія, двигаясь на Вильну, сдѣлала ложное движеніе. Мы удалялись вмѣсто того чтобы приближаться къ нашему предмету.

Съ тѣхъ поръ какъ я нахожусь здѣсь, я слышалъ, что генералъ Тормасовъ назначенъ съ войсками находящимися въ [362] Минскѣ и съ корпусомъ генерала Сакена прогнать австрійцевъ; но я не думаю, чтобы сію операцію можно было совершить безъ опасности или съ надеждою (на успѣхъ), если у него будетъ менѣе 70,000 человѣкъ подъ ружьемъ.

Сіе предпріятіе требуетъ силы превосходной, которой нельзя бы было противиться такимъ образомъ, чтобы выиграть время; въ противномъ случаѣ всѣ выгоды были бы на сторонѣ непріятеля.

Но если убѣдительнѣйшіе доводы могутъ побудить Ваше Величество къ остановленію общихъ наступательныхъ дѣйствій, то не ослаблютъ они усилія противъ намѣреній непріятеля въ теперешнемъ его положеніи.

Значущая сила въ особенности должна быть собрана для прикрытія Подольской и Волынской губерній — сила, которая могла бы доказать Австріи, что исполинскій планъ князя Метерниха 1810 года не можетъ быть осуществленъ.

Зимнимъ временемъ можно воспользоваться также для обученія егерей, въ которыхъ весьма большой недостатокъ въ здѣшней арміи.

Нужно, чтобы во всѣхъ баталіонахъ люди знали какъ можно пользоваться мѣстнымъ положеніемъ, когда отряжаютъ ихъ стрѣлками. Въ особенности желательно, чтобы въ каждомъ баталіонѣ по одной ротѣ или чтобы въ каждой ротѣ по нѣскольку человѣкъ къ тому пріучались. Можетъ быть, что легчайшая одежда и движенія по свисткамъ могли-бъ быть приняты съ пользою.

Ваше Величество, конечно, изволили предписать уже о дѣятельнѣйшихъ распоряженіяхъ касательно піонерной службы, нежели каковыя были въ нынѣшнюю кампанію.

Много еще остается сдѣлать; но съ духомъ и способностію сей арміи можно всего достигнуть.

Я нашелъ лорда Тэрконеля здѣсь въ жестокой горячкѣ; но теперь онъ поправляется — и потому я намѣренъ съ позволенія Вашего Величества и фельдмаршала отправиться къ адмиралу [363] съ тѣмъ, чтобы остаться въ его арміи пока она будетъ дѣйствовать и если сія армія останется въ квартирахъ.

Я, благодаря Бога, здоровъ совершенно, хотя на пути моемъ верхомъ мой носъ и лицо не могли выдержать 28 градусовъ мороза съ рѣзкимъ вѣтромъ.

Содержание