[354]
№ 253. Лордъ Тэрконель — лорду Каткарту.
Милордъ! Генералъ Сабанеевъ, одинъ изъ отличнѣйшихъ офицеровъ здѣшней арміи, взялъ на себя трудъ доставить вамъ сіи депеши и сверхъ того обѣщалъ мнѣ, что сообщитъ вамъ полное свѣдѣніе объ операціяхъ здѣшней арміи, каковое онъ совершенно въ состояніи, по занимаемому мѣсту и по способностямъ его, доставить вамъ, между тѣмъ какъ въ депешахъ моихъ вы найдете неполное и неточное донесеніе.
Если бы послѣдовали его совѣтамъ, то настоящая кампаній имѣла бы совсѣмъ иное послѣдствіе и великая надежда моя могла бы совершиться, но погрѣшности (безъ коихъ достигли бы мы своей цѣли и кои, опасаюсь я, чтобы не затмили блестящихъ нашихъ ожиданій), нами сдѣланныя, дали непріятелю возможность уйти. Не смотря на то я все еще надѣюсь, что онъ но достигнетъ до Вильны безъ значительной потери и что, какъ я сказалъ прежде, мало изъ тѣхъ, кои видѣли Москву, увидятъ опять свое отечество.
Я принужденъ былъ писать депеши мои съ такою поспѣшностію, что боюсь, что ихъ разобрать нельзя будетъ, и вѣроятно [355] столь много находится въ нихъ неисправностей и повтореній, что напередъ обязанъ просить извиненій, увѣряя васъ, что я старался сдѣлать донесенія столь вѣрными какъ только можно.
Я и не подумалъ бы изъяснить мнѣніе мое о сдѣланныхъ нами погрѣшностяхъ, если бы не имѣлъ столь вѣрнаго случая къ пересылкѣ онаго, будучи увѣренъ, что моего письма не увидятъ. Генералъ Сабанеевъ увѣдомитъ васъ не объ однѣхъ нашихъ ошибкахъ, но и скажетъ вамъ каково расположеніе въ офицерахъ здѣшней арміи. Они вовсе не имѣютъ довѣренности къ своему начальнику, который не только что не военный человѣкъ, но и досадилъ многимъ изъ нихъ своимъ обращеніемъ, нерѣшительностію въ планахъ своихъ и тѣмъ еще, что всегда на нихъ же складываетъ ошибки свои.