2789/229

Материал из Enlitera
Перейти к навигации Перейти к поиску
Отечественная война в письмах современников (1812—1815 гг.)
Автор: Н. Ф. Дубровин (1837—1904)

Источник: Дубровин, Н. Ф. Отечественная война в письмах современников (1812—1815 гг.). — СПб.: 1882. Качество: 75%


[317]

№ 229. Лордъ Тэрконель — лорду Каткарту.

5-го (17-го) ноября 1812 г. Минскъ.

Я имѣлъ честь писать къ вашему сіятельству изъ Несвижа о движеніяхъ здѣшней арміи и о намѣреніи адмирала Чичагова идти безъ замедленія къ Минску. Я доносилъ также, какимъ образомъ быстрый переходъ графа Ламберта не допустилъ непріятеля изломать мостъ на Нѣманѣ, при Новомъ-Сверженѣ, и что отъ сего счастливаго обстоятельства главнѣйшее затрудненіе въ пути нашемъ къ Минску было уничтожено.

Отъ Ново-Свержена графъ Ламбертъ пошелъ впередъ съ авангардомъ и нашелъ непріятеля 2-го (14-го), за нѣсколько верстъ отъ Кайданова, небольшаго городка, между Ново-Сверженомъ и Минскомъ, гдѣ расположенъ былъ корпусъ непріятельскій, съ приказаніемъ отъ генерала Домбровскаго держаться какъ можно долѣе, ибо онъ шелъ къ нему на подкрѣпленіе. Графъ Ламбертъ не почелъ за нужное атаковать ихъ въ тотъ же вечеръ за темнотою и потому что корпусъ его прошелъ въ тотъ день болѣе сорока верстъ, но когда выступилъ, чтобы напасть на нихъ на другой день поутру, то непріятель, видя, что онъ гораздо сильнѣе, нежели они думали, рѣшился отступать къ Минску и былъ сильно преслѣдуемъ кавалеріею и легкою артиллеріею. Въ двадцати верстахъ отъ Кайданова небольшой отрядъ ихъ кавалеріи былъ совершенно опрокинутъ русскими драгунами и уланами, а пѣхота видя, что и на нихъ собирается ударить кавалерія въ то время, когда сильно поражала ихъ артиллерія, положила оружіе. Послѣдствіемъ сего сраженія было: около 2,600 плѣнныхъ (въ томъ числѣ одинъ баталіонъ французовъ), 80 офицеровъ, 2 пушки и 2 знамя, доставшіеся русскимъ. Генералъ Козецкій, командовавшій симъ корпусомъ, бѣжалъ въ [318] началѣ сраженія. Авангардъ вступилъ въ Минскъ безъ дальнѣйшаго сопротивленія вчера поутру, а главная квартира перешла сюда сегодня послѣ обѣда.

Маршалъ Сенъ-Сиръ и генералъ Домбровскій оба были здѣсь 3-го (15-го) — первый изъ нихъ раненъ, но не опасно, какъ сказываютъ, въ сраженіи съ графомъ Витгенштейномъ. Оба отсюда выѣхали 4-го (16-го), и легко случиться можетъ, что Сенъ-Сиръ попадется въ руки которой нибудь изъ нашихъ партій, разъѣзжающихъ по Виленской дорогѣ, и что Домбровскій можетъ встрѣтиться съ генераломъ Чаплицемъ, который съ сильнымъ отрядомъ идетъ на Игуменъ.

Страшные обозы, наполненные награбленными вещами, отправились отсюда также 3-го (15-го) по дорогѣ къ Борисову, ибо имъ сказано, что дорога къ Вильнѣ занята русскими. Графъ Ламбертъ немедленно отправилъ вслѣдъ за симъ нѣсколько полковъ, а казаки, бывшіе по Виленской дорогѣ, уже привели болѣе 800 плѣнныхъ.

Здѣсь найдены огромные магазины съ рожью, овсомъ и сухарями, такъ что, кажется, сихъ запасовъ станетъ на два мѣсяца для сей арміи; болѣе трехъ тысячъ больныхъ и раненыхъ непріятельскихъ найдено въ здѣшнихъ госпиталяхъ.

Количество провіанта гораздо болѣе, нежели можно было надѣяться, судя по времени, которое они (французы) имѣли, чтобы сіи магазины отсюда вывезти. Сіе случилось оттого, что у непріятеля не было и въ помышленіи, чтобы вся армія приближалась; евреи же, оказавшіе русскимъ большую приверженность, народъ проворный и умный, такъ озлоблены противъ французовъ и поляковъ, что имъ не дали ни малѣйшаго о томъ извѣстія. Поэтому, ничего не зная о нашихъ движеніяхъ и нашей силѣ, они не успѣли снять моста у Ново-Свержена и не думали объ отступленіи отъ Кайданова до тѣхъ поръ, пока уже стало поздно. Графъ Ламбертъ пришелъ сюда такъ быстро, что они не имѣли даже времени отослать багажъ Бонапарте, который, вѣроятно, попадется въ руки казакамъ.

Содержание