[287]
№ 203. Барклай-де-Толли — Императору Александру.
Всемилостивѣйшій Государь! Проѣзжая губернія внутреннія, съ сокрушеніемъ сердца слышу я повсюду различные толки о дѣйствіяхъ армій нашихъ, и особливо о причинахъ отступленія ихъ отъ Смоленска и Москвы. Одни приписываютъ то робости, другіе недостаткамъ и слабостямъ разнаго рода, а нѣкоторые, что всего оскорбительнѣе, даже измѣнѣ и предательству!
Извѣстный отзывъ князя Голенищева-Кутузова, что отдача непріятелю Москвы есть слѣдствіемъ отдачи Смоленска, къ сожалѣнію, подтверждаетъ во многихъ умахъ сіи ужасныя для чести армій и предводительствовавшихъ ими заключенія. Я менѣе всѣхъ долженъ быть равнодушенъ къ нимъ и болѣе всѣхъ нахожу себя въ обязанности защищать честь арміи и честь мою собственную, 42-хъ лѣтнею службою и увѣчьемъ стяжанную. [288]
Изложивъ отчетъ о дѣйствіяхъ 1-й и 2-й западныхъ армій въ продолженіе нынѣшней кампаніи и о прямыхъ причинахъ отступленія ихъ, я пріемлю смѣлость повергнуть оный правосудному вниманію В. И. В. и всеподданнѣйше молить Васъ, всемилостивѣйшій Государь, о высочайшемъ повелѣніи обнародовать его черезъ публичныя вѣдомости. Отечество и цѣлый свѣтъ увидятъ здѣсь истину во всей наготѣ ея и уста злословія къ успокоенію общему умолкнутъ.