2789/197

Материал из Enlitera
Перейти к навигации Перейти к поиску
Отечественная война в письмах современников (1812—1815 гг.)
Автор: Н. Ф. Дубровин (1837—1904)

Источник: Дубровин, Н. Ф. Отечественная война в письмах современников (1812—1815 гг.). — СПб.: 1882. Качество: 75%


[272]

№ 197. Робертъ Вильсонъ — неизвѣстному.

23-го октября (4-го ноября) 1812 г. Вязьма.

2-го числа (21-го октября) мы опять пошли форсированнымъ маршемъ: непріятельское движеніе видно было по непрерывной линіи огня, пламени и дыма, которые продолжались на нѣсколько верстъ. 3-го числа никто не зналъ гдѣ генералъ Милорадовичъ находился съ передовыми войсками, которыя были отдѣлены отъ насъ на нѣсколько дней. Я рѣшился оставить главную армію, которая покрыла себя........[1] и взявъ трехъ казаковъ, моихъ драгуновъ и башкирцевъ, поѣхалъ впередъ. Услышанная вскорѣ нами канонада ускорила ѣзду нашу: проѣхавши 25 верстъ, мы увидѣли сражающихся и хотѣли какъ можно скорѣе поспѣшить къ сему зрѣлищу. Я долженъ былъ объѣхать болото, находившееся передъ нами, но, къ несчастью, сперва вьючная моя лошадь увязла въ ономъ, а потомъ и мы всѣ имѣли ту же участь и съ великимъ трудомъ могли отъ того избавиться и вытащить лошадей. Отъ сего нечаяннаго препятствія мы принуждены были сдѣлать большой кругъ около лѣса, но за всѣмъ тѣмъ прибыли еще въ пору, чтобъ быть свидѣтелями славнаго зрѣлища. Генералъ Милорадовичъ сразился съ непріятелемъ на разсвѣтѣ и гналъ передъ собою сильною своею [273] артиллеріею и большою частію пѣхоты и конницы, корпусы маршаловъ Мюрата, Даву и Богарне, между тѣмъ какъ Платовъ, находясь у непріятеля въ тылу лѣваго его фланга, а Орловъ въ тылу праваго фланга, угрожали его сообщеніямъ. Французы маневрировали съ твердостію, но кавалерія сдѣлала быструю атаку и перерубила почти всѣ отдѣленныя непріятелемъ колонны; артиллерія истребляла цѣлыя ихъ линіи, а пѣхота давила ихъ со всѣхъ сторонъ. Непріятель преслѣдуемъ былъ цѣлыя 12 верстъ, взорвалъ на воздухъ многіе зарядные ящики, побросалъ повозки съ багажомъ и другими вещами и всѣхъ своихъ раненыхъ, которые не могли идти. Большая дорога и поля были покрыты мертвыми тѣлами и французы давно уже не видали столь несчастнаго для себя дня.

Они потеряли по крайней мѣрѣ 4,000 человѣкъ. Въ числѣ плѣнныхъ находится начальникъ штаба корпуса маршала Даву.

Казаки заняли было Вязьму, но выступили обратно по приближеніи всѣхъ силъ непріятельскихъ. Непріятель ночью вошелъ въ городъ съ тѣмъ только, чтобъ зажечь оный, но выгнанъ былъ оттуда съ большимъ кровопролитіемъ. Пользуясь темнотою ночи, онъ продолжалъ отступленіе свое съ величайшею поспѣшностію, дабы соединиться съ Бонапарте, который за три дня передъ тѣмъ прошелъ впередъ форсированнымъ маршемъ съ своею гвардіею.

Мы надѣемся, однако, опять настигнуть непріятеля, по крайней мѣрѣ аррьергардъ его, и тѣмъ можемъ привести всю линію его въ разстройство. Казаки оказываютъ великія услуги, и богатая ежедневная добыча придаетъ имъ болѣе отважности. Третьяго дня они взяли нѣсколько сотъ повозокъ и двѣ 12-ти фунтовыя пушки.

Если бы армія наша получила надлежащее направленіе, то мы были бы въ Вязьмѣ два дня прежде непріятеля, и тогда всѣ 50 т. челов., съ коими мы вчера дрались, принуждены бы были сдаться, ибо не могли бы пробить себѣ путь сквозь армію нашу изъ 70 т. челов. противъ нихъ стоящую, между тѣмъ какъ [274] болѣе 30 т. челов. зашли бы къ нимъ въ тылъ, а простоять на мѣстѣ нельзя имъ было болѣе 48 часовъ, потому что вовсе не имѣли пищи.

Поведеніе фельдмаршала приводитъ меня въ бѣшенство; со всѣмъ тѣмъ много уже сдѣлано и будетъ сдѣлано гораздо болѣе, потому что непріятелю предстоитъ еще дальнее разстояніе. Нѣтъ сомнѣнія въ томъ, что никогда еще французское оружіе при Бонапарте не терпѣло таковаго пораженія и посрамленія и военная его репутація совершенно погибла.

Для меня нѣтъ превосходнѣйшаго благополучія и желанія, какъ быть полезнымъ, не смотря на личныя отношенія въ сіи важныя минуты.

Сообщеніе о семъ положеніи дѣлъ мнѣ показалось столь важнымъ для Императора, лорда Каткарта и для гр. Витгенштейна, что я отправилъ барона Бринкена кратчайшею дорогою въ Петербургъ и надѣюсь, что онъ пріѣдетъ туда въ четыре дня.

Наша главная армія находится въ пяти верстахъ, но непріятель вѣрно уже въ 20-ти. Я остаюсь съ генераломъ Милорадовичемъ, чтобъ преслѣдовать съ авангардомъ. Мы его догонимъ чрезъ нѣсколько дней.

Много плѣнныхъ приводятъ безпрестанно; болѣе 1,500 чел. находятся уже у насъ передъ глазами, въ самомъ бѣдственномъ состояніи. Мужики многихъ изъ нихъ покупаютъ у казаковъ по 2 р. серебромъ за человѣка и потомъ убиваютъ.

Начальникъ артиллеріи Понятовскаго корпуса взятъ въ плѣнъ; а другой генералъ убитъ. Пять пушекъ и два знамя въ числѣ трофеевъ сего дня. Но всего болѣе утѣшительно спасеніе 300 русскихъ раненыхъ, оставленныхъ въ церкви, которую непріятель только что успѣлъ зажечь.

Сей городъ не иное что, какъ груда развалинъ. Взирая на таковое опустошеніе, нельзя не извинить мщенія русскаго народа.

Примѣчанія

  1. Точки въ подлинномъ переводѣ.
Содержание