2789/194

Материал из Enlitera
Перейти к навигации Перейти к поиску
Отечественная война в письмах современников (1812—1815 гг.)
Автор: Н. Ф. Дубровин (1837—1904)

Источник: Дубровин, Н. Ф. Отечественная война в письмах современников (1812—1815 гг.). — СПб.: 1882. Качество: 75%


[268]

№ 194. Робертъ Вильсонъ — лорду Каткарту.

20-го октября (1-го ноября) 1812 г.

Вчера мы вступили въ Спаскъ. Я писалъ къ Императору и къ лорду Тэрконелю. Герцогъ Ольденбургскій оставилъ насъ здѣсь и поѣхалъ къ брату въ Ярославль, откуда намѣренъ отправиться черезъ Москву. Мы долго жили вмѣстѣ и мнѣ будетъ скучно; но онъ желаетъ осмотрѣть что дѣлается въ Ревелѣ, гдѣ онъ губернаторомъ и какъ формируется германскій легіонъ, съ которымъ онъ надѣется отправиться на судахъ.

Преслѣдовать непріятеля чрезъ разоренный край и въ теперешнее время года не весьма пріятная служба для принца, у котораго нѣтъ при томъ особенной должности въ арміи.

Сегодня мы вступили сюда (въ с. Селинку) и получили пріятное извѣстіе, что Платовъ взялъ 20 пушекъ, 2 знамя и истребилъ 2 баталіона у Колоцкаго монастыря близъ Бородино.

Вся Можайская дорога была покрыта дымомъ; мы видѣли нѣсколько фуръ съ порохомъ, взорванныя на воздухъ, и слышали канонаду въ параллельной линіи съ здѣшнею деревнею, но намъ остается еще 50 верстъ до Вязьмы, и я опасаюсь, что мы не поспѣемъ во-время.

Армія была весь нынѣшній день безъ пищи, и я боюсь, что тоже случится и завтра, потому что фуры съ провизіей оставлены весьма въ дальнемъ разстояніи; но войска переносятъ всякую нужду съ удивительнымъ мужествомъ. Какъ жалко, что они имѣютъ такого начальника — что они должны лишиться того награжденія, котораго достойны по своей храбрости, что ихъ страданія должны умножиться безъ всякой нужды и что столь много [269] крови должно быть еще пролито для одержанія частныхъ успѣховъ, когда вся и полная добыча въ рукахъ ихъ уже находилась.

Крестьяне деревень, въ коихъ мы теперь находимся, совершили страшное мщеніе надъ многими непріятелями. Здѣсь были захвачены 50 человѣкъ, которые всѣ похоронены живые. Крестьяне замѣтили, что собака одного изъ сихъ несчастныхъ каждый день бѣгала въ лагерь французовъ и потомъ возвращалась на могилу своего хозяина, и опасаясь, чтобы она не открыла ихъ, убили и сіе вѣрное животное.

По перехваченнымъ письмамъ отъ Бонапарте къ Савари онъ отступаетъ на Вильну, но я надѣюсь, что адмиралъ (Чичаговъ) остановитъ его стремленіе по сему пути. Всѣ мужики и плѣнные утверждаютъ, что голодъ у непріятеля ужасныя дѣлаетъ опустошенія. Одна пища ихъ лошадиное мясо, отъ коего дѣлается кровавый поносъ. Когда сіи несчастные попадаются, то дѣлаютъ крестьянамъ знаки, указывая на свою голову или на сердце, чтобы поскорѣе ихъ умертвили; но сіе снисхожденіе не всегда имъ оказывается. Мужикъ думаетъ, что миловать непріятеля есть согрѣшеніе.

Всѣ письма и всѣ французы, съ которыми я разговаривалъ, согласны въ томъ, что четыре вещи очень удивили ихъ въ Россіи, а именно:

1-е, просвѣщеніе и населеніе.

2-е, хорошее состояніе дорогъ.

3-е, пожертвованія дворянства.

4-е, повиновеніе и привязанность крестьянъ къ помѣщикамъ.

Если бы они пробыли немного подолѣе, то еще бы удивились стужѣ; но они выбрали наиблагопріятнѣйшее время, чтобы ретироваться — такой погоды давно въ Россіи не было — она благопріятствовала однакоже и намъ, ибо въ обыкновенное время мы не могли бы пройти какъ нынѣ проселочными дорогами, чтобы поправить хоть нѣсколько ошибки фельдмаршала.

Содержание