[253]
№ 185. Робертъ Вильсонъ — герцогу Глостерскому[1].
9-го (21-го) числа прибылъ полковникъ отъ Мюрата съ тѣмъ, чтобы отыскать тѣло убитаго генерала Дери и въ то же время привезъ письмо отъ Бертье, который именемъ своего Императора soi-disant изъявлялъ удивленіе свое о томъ, что не получено еще отвѣта изъ Петербурга на требованіе его о перемѣнѣ настоящей системы войны и возстановленіи между народомъ порядка. Баронъ Анстедтъ написалъ на то отвѣтъ, коимъ я былъ весьма доволенъ и который заключается замѣчаніемъ, что никто не осмѣлится говорить теперь разъяреннымъ жителямъ объ умѣренности. Мнѣ однакожь очень досадно было, что допустили сюда сего полковника; по всѣмъ политическимъ и военнымъ [254] причинамъ не должно-бы допускать его далѣе аванпостовъ, и послѣдствіе доказало, что истинная причина присылки его была, чтобъ осмотрѣть настоящее состояніе нашей арміи.
(Здѣсь повторяетъ подробное описаніе сраженія при Малоярославцѣ и изъявляетъ неудовольствіе свое къ поступкамъ фельдмаршала Кутузова).
Въ слѣдующее утро мы подвинулись сюда съ тѣмъ, чтобъ прикрывать Медынскую дорогу, оставивъ позицію при Малоярославцѣ, гдѣ-бы могли уничтожить непріятеля, если-бы онъ покусился выступить противъ насъ изъ города, ибо мы имѣли 700 орудій и болѣе 100,000 человѣкъ, а Платовъ съ 10,000 казаковъ находился въ тылу у непріятеля и успѣлъ уже захватить у нихъ 16 пушекъ, типографію, депо картъ и безчисленную добычу.
Сего утра непріятель ретировался вѣроятно къ Смоленской дорогѣ. Фельдмаршалъ будетъ пѣть То-Деумъ, но вся армія жалостные гимны. Если французы достигнутъ до границы, не будучи почти вовсе уничтожены, то фельдмаршалъ, какъ ни старъ и ни дряхлъ, заслужитъ быть разстрѣленнымъ. Но я много полагаюсь на казаковъ и на легкія войска, къ коимъ я вѣрно присоединюсь, если сія армія претерпитъ неудачу. Отъ адмирала Чичагова и отвсюду мы имѣемъ хорошія извѣстія. Племяннику французскаго генерала Кларка, попавшемуся въ плѣнъ, предлагалъ я стараться о его размѣнѣ, но онъ отказался, говоря, что довольно уже наѣлся лошадинаго мяса и что казацкія пики ему наскучили.
Примѣчанія
- ↑ Письмо это сохранилось только въ извлеченіи, сдѣланномъ для Императора Александра.