[230]
№ 173. Робертъ Вильсонъ — лорду Каткарту.
Честь имѣю увѣдомить, что фельдмаршалъ Кутузовъ, не смотря на всѣ представленія и весьма сильныя со стороны генерала Бенигсена, допустилъ къ себѣ адъютанта Мюрата, пріѣзжавшаго подъ предлогомъ отысканія тѣла генерала Дери и развѣданія объ обстоятельствахъ смерти его; но я узналъ отъ весьма значущаго и вѣрнаго человѣка, что сей офицеръ привезъ къ фельдмаршалу письмо отъ маршала Бертье, въ которомъ Бонапарте изъявлялъ свое желаніе узнать: «полученъ-ли отъ Императора отвѣтъ касательно разныхъ распоряженій для перемѣны свойства войны и возстановленія лучшаго порядка въ землѣ» (?).
Фельдмаршалъ отвѣчалъ, что для полученія отвѣта не было физической возможности, но онъ можетъ смѣло сказать, что никто не осмѣлится говорить народу, толь сильно огорченному, о какихъ-бы то перемѣнахъ ни было.
Сія переписка содержится въ глубокой тайнѣ. Я знаю, что фельдмаршалъ не смѣетъ, опасаясь жизнь свою подвергнуть [231] опасности, начатъ какіе-либо переговоры, и увѣренъ, что Императоръ почелъ-бы измѣнникомъ всякаго человѣка, который предложилъ-бы ему о томъ; но впечатлѣнія таковыхъ сношеній вредны во внутреннихъ, внѣшнихъ, въ политическихъ и военныхъ отношеніяхъ до такой степени, что отъ того могутъ произойти весьма важныя бѣдствія — всѣ состоянія людей раздражены и самые разсудительные встревожены наиболѣе.
Нѣтъ сомнѣнія, что фельдмаршалъ весьма расположенъ къ волокитству за непріятелемъ — французскіе комплименты очень ему нравятся и онъ уважаетъ сихъ хищниковъ, пришедшихъ съ тѣмъ, чтобы отторгнуть отъ Россіи Польшу, произвести въ самой Россіи революцію и взбунтовать Донцовъ, какъ народъ, къ которому они имѣютъ особое уваженіе и благорасположеніе котораго желаютъ снискать ласкою.
Признаюсь, что я столько раздраженъ такимъ поведеніемъ, что если фельдмаршалъ сохранитъ начальство надъ арміею и если Государь не запретитъ имѣть таковыя личныя сношенія, то я рѣшился просить васъ, милордъ, объ увольненіи меня, по крайней мѣрѣ, отъ всякой переписки, доколѣ я не получу другаго назначенія отъ правительства Его Величества.
Вы можете вообразить, милордъ, какъ мнѣ трудно будетъ на то рѣшиться; но между тѣмъ я думаю, что такой поступокъ будетъ приличенъ и сопряженъ съ пользою.
Завтра корпуса выступаютъ въ походъ къ Ѳоминскому; но какъ непріятелю извѣстно уже, что наша армія находится въ первоначальной своей позиціи и что онъ не имѣетъ причины опасаться нападенія съ Калужской дороги, то, безъ сомнѣнія, будетъ остерегаться атаки на фланги свои; но такъ какъ сіе предпріятіе будетъ довольно важное, то я намѣренъ находиться при ономъ.
Генералъ Тормасовъ пріѣхалъ, но я не видался еще съ нимъ. Онъ, вѣроятно, мало знаетъ любопытнаго, потому что ѣхалъ медленно. [232]
Оффиціальная вѣдомость
о плѣнныхъ, взятыхъ отрядами и въ разныхъ дѣйствіяхъ россійской арміи отъ 23-го сентября (5-го октября) 1812 г.: 5 штабъ-офицеровъ, 73 оберъ-офицера, 3,498 рядовыхъ.
Сверхъ того, генералъ Винцингероде доноситъ отъ 30-го сентября (12-го октября), что въ теченіе трехъ недѣль онъ взялъ въ плѣнъ: 3-хъ штабъ-офицеровъ, 29 оберъ-офицеровъ и 3,040 нижнихъ чиновъ.