[219]
№ 169. Робертъ Вильсонъ — лорду Каткарту.
Имѣю честь увѣдомить васъ, что предполагаемое движеніе противъ непріятельскаго авангарда исполнено сегодня поутру.
Правый и лѣвый фланги непріятеля опирались на лѣса, которые почти перпендикулярно примыкали и къ его тылу; центръ былъ открытъ, но пресѣкаемъ въ иныхъ мѣстахъ глубокими оврагами.
Генералъ-маіору графу Орлову-Денисову предписано было съ казаками зайти въ тылъ лѣваго фланга непріятеля, обойдя около 5-ти верстъ отъ его авангарда. Генералъ Бенигсенъ двинулся съ двумя корпусами, чтобъ пробиться сквозь лѣсъ и зайти въ тылъ непріятельскаго фронта, между тѣмъ какъ большая часть кавалеріи съ тремя корпусами, изъ числа семи составляющихъ здѣшнюю армію, должна была дѣйствовать на центръ и на лѣвый флангъ непріятеля.
Казаки произвели нападеніе на непріятеля на разсвѣтѣ и съ такимъ стремленіемъ, что завладѣли 18-ю пушками.
Генералъ Бенигсенъ превозмогъ всѣ предстоявшія ему препятствія и возстановилъ коммуникацію свою съ кавалеріею, которая, вмѣстѣ съ конною артиллеріею, поспѣшно овладѣла и стала на высотѣ, которую прежде занималъ непріятель. Когда подоспѣла пѣхота, то вся сила сія обрушилась на центръ и на лѣвый флангъ непріятеля.
Тщетно непріятель покушался останавливаться на разныхъ позиціяхъ — онъ былъ стремительно прогоняемъ на разстояніи семи верстъ и принужденъ покинуть или взорвать на воздухъ [220] отъ 60 до 70 ящиковъ, оставить свои фуры, обозы, экипажи (включая и экипажъ маршала Мюрата) и проч. и 1,000 человѣкъ плѣнныхъ, которые достались въ руки побѣдителей.
Казаки отмѣнно отличились. — Они не только-что взяли пушки, о коихъ я говорилъ, но атаковали и побили множество непріятельскихъ кирасировъ и карабинеровъ и взяли почетный штандартъ, данный 1-му полку кирасирской дивизіи, и на коемъ находятся надписи: Ульмъ, Ауэрштетъ, Іена, Эйлау и Ваграмъ. Всѣ въ арміи единогласно отдавали полную справедливость отличнымъ подвигамъ казаковъ.
Неустрашимость и твердость двухъ русскихъ егерскихъ полковъ равномѣрно заслужили всеобщую похвалу и фельдмаршалъ велѣлъ раздать имъ по 5 руб. на человѣка.
Наконецъ, непріятель сосредоточилъ до 30,000 ч., однакожь продолжалъ отступать, хотя фельдмаршалъ велѣлъ однимъ только легкимъ войскамъ преслѣдовать непріятеля до достиженія нѣкотораго разстоянія.
Непріятельскій лагерь наполненъ былъ мертвыми лошадьми, которыя, казалось, были приготовлены для употребленія въ пищу, что подтверждается разсказами плѣнныхъ и мужиковъ, которые единогласно увѣряютъ, что непріятель принужденъ ѣсть лошадиное мясо.
Племянникъ генерала Кларка, французскаго военнаго министра, попавшійся къ намъ въ плѣнъ, разсказываетъ, что уже 12 дней какъ офицеры, такъ и солдаты принуждены ѣсть лошадиное мясо, и даже безъ соли, отчего должны непремѣнно произойти болѣзни.
Бонапарте ожидали самого вчера въ лагерь, а гвардія его, говорятъ, выступила уже изъ Москвы; но всѣ эти извѣстія такъ различны между собою, что нельзя полагать ихъ достовѣрными.
Повидимому, однакожь, крайняя нужда заставитъ непріятеля немедленно принять какія нибудь рѣшительныя мѣры.
Не получено еще списковъ о потерѣ нашей убитыми и ранеными, но оная весьма маловажна; но мы сдѣлали чувствительную [221] потерю въ лицѣ генерала Багговута, который убитъ ядромъ. Генералъ Бенигсенъ получилъ легкую контузію. Уронъ непріятеля убитыми и ранеными простирается до 2,000; но моральныя слѣдствія сего сраженія, въ настоящемъ положеніи армій, гораздо важнѣе для пользы Россіи, нежели уменьшеніе силъ непріятельскихъ нѣсколькими тысячами человѣкъ.
Князь Кудашевъ, возвратился изъ своей экспедиціи, впродолженіе коей взялъ въ плѣнъ 540 ч., побилъ немалое число и перехватилъ нѣсколько значущихъ конвоевъ.
По собраннымъ теперь извѣстіямъ, оказалось, что непріятель потерялъ 32 пушки, что одинъ генералъ въ числѣ плѣнныхъ, а о Себастіани полагаютъ, что изрубленъ, потому что нашли на одномъ изъ убитыхъ мундиръ съ звѣздою легіона и луны.
Плѣнныхъ приводятъ еще, а въ числѣ добычи приведены лошади, посланныя навстрѣчу къ Бонапарте, коего ожидали въ лагерь.
Непріятель остановился за маленькой рѣчкой Моза.