[158]
№ 137. Робертъ Вильсонъ — къ П*[1].
Третьяго дня генералъ Милорадовичъ атаковалъ и прогналъ непріятеля съ урономъ, — полковникъ Потоцкій взятъ въ плѣнъ, а въ ночи генералъ Ферьеръ взятъ былъ казаками съ двумя его адъютантами. Офицеръ, взявшій его, благородно отказался принять отъ него часы и кошелекъ. Видно, что сей генералъ изъ числа значащихъ, потому что Мюратъ немедленно прислалъ просить о его размѣнѣ, въ чемъ было отказано.
Вчера я былъ цѣлый почти день верхомъ на передовыхъ постахъ. Непріятель выслалъ впередъ корпусъ, который, догадываюсь я, былъ выставленъ для парадировки, но князь Кутузовъ не былъ того мнѣнія. Позиція обоюдныхъ передовыхъ постовъ была самая необычайная, какую я только видывалъ, ибо оные были такъ перемѣшаны, что со всѣхъ сторонъ представляли фронтъ, и я не думаю, чтобъ случилось мнѣ когда нибудь быть [159] такъ близко отъ непріятельскаго корпуса для рекогносцировки, какъ я находился отъ корпуса Понятовскаго, точно почти такъ, какъ будто въ самомъ его лагерѣ. Ночью казаки атаковали и убили 200 кирасировъ, а 115 ч. взяли въ плѣнъ.
Сегодня поутру армія прошла 10 верстъ. Я поѣхалъ съ гр. Ростопчинымъ смотрѣть какъ онъ сжегъ великолѣпный домъ свой со всѣми принадлежащими строеніями. Поступокъ прекрасный, исполненный съ чувствомъ, достоинствомъ и истиннымъ философскимъ духомъ. Поводъ къ этому — чистый патріотизмъ.
Наканунѣ 1,720 ч. крестьянъ его (все то, что находилось въ семъ помѣстьѣ) пришли всѣ вмѣстѣ просить дозволенія оставить дома свои, имущество и кости праотцевъ и удалиться въ другія помѣстья графа внутри Россіи, что имъ и дозволено. Никогда не видалъ я трогательнѣе этой процессіи. Но что̀ за земля Россія? Какія патріотическія добродѣтели? Какой благородный духъ? Стыдно, очень стыдно доктору Кларку, что оклеветалъ такую націю.
Пламя два часа уже простирало вездѣ опустошеніе, какъ мы получили извѣстіе, что непріятель отступилъ, но графъ не показалъ ни малѣйшаго сожалѣнія, а напротивъ того, разговаривалъ со мною очень равнодушно, смотря какъ падали колоссальныя статуи, представляющія людей и лошадей.
Безо всякаго сомнѣнія, разореннаго теперь нельзя опять построить за 100 т. фунт. стерл. Какъ домъ, такъ и другія строенія, могутъ сравниться съ лучшими находящимися въ Англіи. Зажигатель Эфескаго храма доставилъ себѣ постыдное безсмертіе; разрушеніе Воронова должно пребыть вѣчнымъ памятникомъ Россійскаго патріотизма.
Въ семъ мѣстѣ нашелъ я Аллена, который только что пріѣхалъ. Съ тѣхъ поръ, какъ мы разстались, онъ испыталъ такое же благорасположеніе и гостепріимство, какъ и я, и вездѣ угощаевымъ былъ за столомъ помѣщиковъ; онъ не можетъ нахвалиться и надивиться такому благорасположенію къ англичанамъ. [160]
Нѣтъ ни одной деревни, какъ бы ни были бѣдны, гдѣ мужики не раздѣляли бы одинакихъ чувствъ съ владѣтелемъ Воронова.
Генералъ Милорадовичъ сейчасъ прислалъ мнѣ французскую лошадь въ подарокъ, съ сѣдломъ, уздою и проч. Онъ кажется такого же благороднаго и неустрашимаго свойства, какъ и достойный вѣчнаго сожалѣнія другъ его Багратіонъ. Я теперь еще болѣе дорожу черкесскимъ кинжаломъ, полученнымъ мною отъ него, который отослалъ я къ Аткинсону вмѣстѣ съ славной своей саблей и пистолетъ черезъ капитана Выбурна.
Примѣчанія
- ↑ Кто этотъ г. П* мы узнать не могли.