2789/134

Материал из Enlitera
Перейти к навигации Перейти к поиску
Отечественная война в письмах современников (1812—1815 гг.)
Автор: Н. Ф. Дубровин (1837—1904)

Источник: Дубровин, Н. Ф. Отечественная война в письмах современников (1812—1815 гг.). — СПб.: 1882. Качество: 75%


[153]

№ 134. Графъ Ростопчинъ — князю Кутузову.

17-го сентября 1812 г., № 547. Село Вороново.

Отношеніе вашей свѣтлости отъ 13-го сего сентября за № 90 о возвращеніи коломенскихъ чиновниковъ къ ихъ должностямъ получилъ я 16-го числа сего же мѣсяца, на которое спѣшу васъ увѣдомить, что какъ Московская губернія находится теперь въ самовольномъ военномъ положеніи и жители оной, такъ какъ и должностные чиновники, болѣе нежели на 50 верстъ въ окрестностяхъ Москвы, опасаясь быть ограбленными отъ непріятеля, а болѣе того и отъ своихъ раненыхъ, больныхъ и нижнихъ воинскихъ чиповъ всюду шатающихся единственно для разоренія соотечественниковъ, оставивъ свои жилища разбѣжались въ неизвѣстныя мѣста, а потому и къ удовлетворенію требованія вашей свѣтлости я не могу приступить тѣмъ болѣе, что Высочайше ввѣренная мнѣ столица скоропостижно отдана вами [154] злодѣю. А Московская губернія, находясь нынѣ въ военномъ положеніи. состоитъ въ непосредственномъ вашемъ распоряженіи, что видно даже и изъ сего: по повелѣнію вашему разосланные отъ главнаго дежурства коммиссіонеры по Московской губерніи собрали съ каждой души печенымъ хлѣбомъ по 2 пуда, сѣно вовсе безъ остатку забрано, а скотъ весь описанъ на продовольствіе арміи, о чемъ я только-что вчерашняго числа узналъ постороннимъ образомъ, хотя болѣе полумѣсяца нахожусь при главной квартирѣ, гдѣ наравнѣ съ арміею лишенъ чести видѣть лицо вашей свѣтлости. Но пребываніе мое при оной я имѣю не по собственной волѣ, а по возложеннымъ на меня Е. И. В. разнымъ порученіямъ, и коль скоро исполню оныя, то поѣду въ мѣсто пребываніе Г. И., удаляясь отъ тѣхъ несчастныхъ мѣстъ, гдѣ счастіе войскъ и отечества зависитъ отъ подписи вашей.

P. S. Ваша свѣтлость разсудя за благо оставить и Московскую губернію, такъ какъ оставили Москву, должность моя главнокомандующаго съ выступленіемъ войскъ кончилась, и я не желая ни быть безъ дѣла, ни смотрѣть на разореніе и Калужской губерніи, ни слышать цѣлый день, что вы занимаетесь сномъ, отъѣзжаю въ Ярославль и въ Петербургъ. Желаю, какъ вѣрноподданный и истинный сынъ отечества, чтобы вы занялись болѣе Россіею, войсками вамъ ввѣренными и непріятелемъ; я же съ моей стороны благодарю васъ за то, что не имѣю нужды никому сдавать ни столицы, ни губерніи и что я не былъ удостоенъ довѣренности вашей[1].

Примѣчанія

  1. Сравни съ письмами графа Ростопчина къ графу П. А. Толстому (Заря, 1871 г., № 8, приложеніе). При этомъ послѣднее изъ напечатанныхъ писемъ не согласно съ подлинникомъ. Оно написано было 2-го октября, а не 20-го, какъ напечатано въ журналѣ, и притомъ на стр. 189, начиная съ 10 строки снизу слѣдуетъ читать такъ: «Когда хорошо кончится, то все забудется, а если дурно, то наказывать некому. Пятъ тысячъ поляковъ заставили армію и проч.
Содержание