[122]
№ 118. Баронъ Винцингероде — Императору Александру.
Удостовѣренъ бывъ въ величайшей необходимости, требующей, чтобы Ваше Величество наискорѣе извѣщены были о послѣдствіяхъ, которыя произошли со времени отступленія нашихъ армій и вступленія непріятеля въ Москву, я до другаго времени оставляю повергнуть Вамъ то, что мнѣ извѣстно о причинахъ сихъ несчастныхъ происшествій.
Непріятель вступилъ въ Москву третьяго дня, около 5-ти часовъ вечера, по Смоленской дорогѣ, преслѣдуя аррьергардъ арміи. Большія непріятельскія силы безпрерывно продолжали движенія свои и преслѣдованіе нашей арміи, которая отретировалась по Рязанской дорогѣ. 4-й непріятельскій корпусъ, подъ командою вице-короля, который изъ Можайска принялъ направленіе черезъ Рузу и Звенигородъ на Москву и съ которымъ я [123] безпрестанно съ отрядомъ моимъ былъ въ дѣлѣ, четыре дня уже расположенъ лагеремъ близъ города, между Петербургскою и Ярославскою дорогами, по которой я находился въ 20-ти верстахъ отъ города: по обѣимъ дорогамъ непріятель послалъ отряды и аванпосты на нѣсколько верстъ впередъ. Нѣсколько плѣнныхъ, взятыхъ казаками моими отъ непріятельскихъ аванпостовъ и которыхъ теперь привели ко мнѣ, увѣряютъ, что 3-й непріятельскій корпусъ расположенъ также лагеремъ по близости города и позади 4-го.
Я никакого точнаго повелѣнія не получилъ отъ главнокомандующаго. Поутру, прежде отступленія, онъ мнѣ только словесно сказалъ, что мнѣ надлежало отступить къ Владимірской дорогѣ и обезпечить оную, что я, кажется, и исполнилъ, пославъ туда два полка. Я прилагаю при семъ копію съ письма и донесенія моего къ князю Кутузову[1]; изъ оныхъ Ваше Величество въ точности и усмотрѣть изволите положеніе, въ которомъ я нахожусь.
Сейчасъ я получилъ приложенное здѣсь письмо отъ главнокомандующаго[2], который одобряетъ всѣ мои распоряженія и предписываетъ между тѣмъ стараться достичь до Петербургской дороги, что я немедленно и исполню.
Итакъ, повелѣнія Вашего Величества найдутъ меня на Тверской дорогѣ. По прибытіи же моемъ на сію дорогу, я каждый день доставлять буду къ Вамъ рапортъ о положеніи дѣлъ. Корпусъ мой состоитъ изъ:
Казанскаго драгунскаго полка | 250 |
Изюмскаго гусарскаго | 324 |
Лейбъ-казачьяго | 200 |
6 казачьихъ полковъ, около | 1,200 |
Всего же около 2,000 строевыхъ и два конныхъ орудія. [124]
Всемилостивѣйшій Государь! Теперь настало критическое время. Я отнюдь не думаю, чтобъ непріятель много выигралъ взятіемъ Москвы, и я увѣренъ, что послѣднія распоряженія нашихъ начальниковъ, которые ведутъ армію къ Тулѣ и Калугѣ, весьма важны, безпокоить и препятствовать будутъ чрезвычайно непріятелю. Я съ достовѣрностію повторяю Вашему Величеству, что непріятельская армія весьма далека отъ того, чтобъ быть ей въ хорошемъ положеніи. Наполеонъ обѣщалъ имъ миръ въ Москвѣ. Если они еще будутъ обмануты, то сіе произведетъ весьма дурное надъ ними вліяніе.
Сейчасъ аванпосты мои увѣдомляютъ меня, что непріятель передъ ними показался.