1593/33

Материал из Enlitera
Перейти к навигации Перейти к поиску
Народоведение
Автор: Фридрих Ратцель (1844—1904)
Перевод: Дмитрий Андреевич Коропчевский (1842—1903)

Язык оригинала: немецкий · Название оригинала: Völkerkunde · Источник: Ратцель Ф. Народоведение / пер. Д. А. Коропчевского. — СПб.: Просвещение, 1900, 1901 Качество: 100%


С. Малайцы и мадагассы

16. Малайский архипелаг

Малайский архипелаг — самый большой из архипелагов обитаемой земли и, как в естественном, так и в историческом смысле, представляет часть самой большой части света — Азии. Борнео, Суматра и Ява примыкают в виде островов мелководного краевого моря к Индокитаю. По ту сторону этого западного отдела глубокая борозда образует границу с восточным отделом, который в своём растительном и животном мире всё более и более по направлению от запада к востоку приближается к Австралии. Здесь Азия и Австралия связаны между собою двумя главными цепями островов, Суматра — Ява — Тимор и Борнео — Целебес — Молукка — Новая Гвинея, к которым примыкают Филиппины как северная ветвь в направлении Борнео — Формоза. Народы, которых называют общим именем малайцев, расселены на этих островах от Индокитая до западного берега Новой Гвинеи. Они встречаются и на Никобарах, где подверглись влиянию Индокитая, в особенности Бирмы, и ветвь их заселила Мадагаскар.

Берега и береговые острова архипелага представляют многочисленные защищённые гавани. Бо́льшая или меньшая доступность их и здесь отразилась на истории народа. Суматра обращает свои восточные берега с плодородными низменностями и судоходными реками к Малакскому проливу. В земле батаков жизнь людей внутри страны и на отлогих восточных склонах уже процветала, когда, вследствие перенаселения, колонисты спустились к более дикому западному берегу. Мы повсюду замечаем разнообразные формы поверхности; почти все острова гористы. Более мелкие, каковы Ломбок и Сумбава, — большие вулканические горы. Почти все высочайшие вершины — вулканы и по большей части деятельные. Непосредственно к этим дымовым трубам, извергающим мощные массы пепла и камней, примыкают самые плодородные низины с богатой культурой и с густым населением. Уничтожение 40 тысяч человеческих жизней взрывом вулкана Сумбавы в 1815 году и исчезновение 16 тыс. человек, унесённых поднявшимися волнами вслед за извержением Кракатау в 1883 г., не представляют единичных явлений. К ним надо присоединить опустошительные землетрясения и ураганы — здесь как будто избранная арена разрушительных сил природы! Всего менее обнаруживается вулканическая деятельность на Борнео и соседних островах. Там преобладают холмистые местности, которые, расширяясь, превращаются в плоские возвышенности. Юнгхун приписывает различию между горной страной и низиной большое влияние на народы архипелага: «Плоскогорье, с прохладным, лёгким воздухом, есть родина батаков. Их взор беспрепятственно обращается вдаль, горизонт их открыт, и правление их свободно; яванец живёт в [380] низинах, скрытых в тени деревьев; дух его узок, и он малодушно держится своего очага». Противоположность между удобными для сообщений прогрессивными береговыми и замкнутыми, отсталыми внутренними народами особенно характерна для этнографии менее культурных северных и восточных областей — островов Филиппинских, Молуккских и Банда, Целебеса и Тимора.

Тропическое и океаническое положение устанавливает там один из наиболее резко выраженных тропических климатов земного шара. Там, где осадки так распределены в течение года, что нигде не выступает резко выраженного сухого времени, где более глубокая аллювиальная почва задерживает сырость, там возникают влажные девственные леса, которые называются «садами солнца», — громадная теплица с роскошною растительностью, большой зоологический сад, наполненный редкими и замечательными животными. Рядом с тем, там существуют страны, вроде Ачинской низины, со своими лесами, населёнными «прадедовскими орангутанами», в которых малярия и непроходимая ротанговая чаща, скрывающая легионы пиявок, дала возможность малайскому царству остаться независимым. На Суматре неправильные, выпадающие в громадных количествах дожди, независимо от смен муссона, дают возможность произрастать лишь немногим плодовым деревьям, которые разрастаются роскошно в соседней Яве. В странах с резче обозначенными временами года низины орошаются водами изменчивой силы, которые, вследствие периодических наводнений, делают страну лихорадочной и необитаемой. Там, где при восточном муссоне можно подвигаться только с трудом, при западном муссоне приходится проезжать по обширным водным пространствам, часто среди леса затопленной низины. Лихорадочными могут быть названы и береговые болота, наполняющиеся водою при приливах и заражающие в виде каймы из корнепусков даже окрестности культурного Самаранга.

На Малайском архипелаге укрывается индийский растительный мир, отличающийся большим разнообразием в узком пространстве. Девственный лес характеризуется большим богатством пальм, из которых многие привлекают человека пользой, какую они приносят ему. Здесь растёт на берегах рек толстоствольная, перистолистная, настоящая саговая пальма, одна из благороднейших и полезнейших, главной областью которой можно считать Борнео: Саравак доставляет более половины всего наличного саго на земле. Для обыденной жизни малайцев пальма нипа (Nipa fruticans) полезна в качестве строительного и кровельного материала. Стройная арековая пальма ограждает дворы; её орех, называемый пинангом, можно встретить на каждом рынке архипелага. Бамбук находит применение при постройке хижин, в виде коромысел, сосудов для воды, труб для выдувания стрел и различных музыкальных инструментов. Съедобный банан возделывается повсюду. Пальма аренга доставляет местный сахар бурого цвета; из надрезанной цветоножки через бамбуковую трубку вытекает сок, который выпаривается в металлических котлах или потребляется в виде пальмового вина. В низинах весьма распространена кокосовая пальма. Архипелагу свойственны и гвоздичное, и мускатное деревья, а в восточных частях — хлебное дерево (см. рис., стр. 154); он представляет одну из важнейших областей для возделывания кофе, риса, сахара, пряностей и табака. Рис — важнейшее питательное средство, в особенности на западе. Туземные названия его опровергают предположение, будто это растение и возделывание его проникли сюда из Индии. Из плодовых деревьев лучшие плоды этого круга земли доставляет темнолистый, высокоствольный дуриан. Musa textilis Филиппин даёт манильскую пеньку. Из строевых деревьев обе породы араукарий Борнео [381] весьма важны для построек туземцев. Из Chalcas paniculata и одного из видов Artocarpus даяки приготовляют чёрный лак для окрашивания зубов. На Формозе камфорное дерево покрывает внутренние горы, на сколько ещё не проникла туда опустошительная эксплуатация китайцев. Виды Strychnos Явы и Борнео (Strychnos Upa Tieute и Antiaris toxicaria) доставляют яд для стрел. Свежесрезанные ветви кустообразной крапивы служат у малайцев для бичевания воров.

Луговые и пустошные пространства, образующиеся после вырубки леса, нередко получают этнографическое значение. На Формозе китайская местность почти лишена деревьев и засажена чайным кустом; лес заменён здесь грубой травой. Из распространения травянистых пространств на возвышенностях Суматры заключают о прежнем заселении их, так как в этих областях лес отступает только перед культурой. Эти просеки, поросшие питательной травой, превратились в пастбища для многочисленных стад рогатого скота и лошадей, разводимых батаками; в сухие местности Борнео, покрытые кустарником и мелким уродливым лесом, с глубоким верхним слоем песка, даяки, напротив, решаются проникать только в сандалиях из древесной коры.

Слон, носорог, тигр и орангутан уже одни обозначают собою богатую фауну этих островов. Это богатство всего больше на Суматре, слон и тапир которой более сближают её с материком. Охотничья дичь: буйволы, кабаны, косули, малорослые олени часто встречаются в менее населённых местностях Борнео и Филиппинских островов, а в пальмовых лесах — обезьяны и белки. Берега доставляют в изобилии рыбу и съедобных слизняков, а также ценного трепанга и черепаховые щиты, которые давно уже составляли предмет оживлённой торговли с Китаем; ловлю трепанга малайцы производили от Макассара до Австралии (см. стр. 183 и 329). Не следует забывать и съедобных ласточкиных гнёзд Явы.

* * *
Содержание