ПРЕДИСЛОВИЕ
Как блестящий метеор, промелкнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд. Он умер от чахотки, не достигнув и тридцатилетнего возраста. Генерал-губернатор Западной Сибири Гасфорт, обративший внимание на выдающиеся способности Валиханова, стал, насколько возможно, покровительствовать ему в учёных занятиях и выхлопотал для него поездку в Кашгар разведочного характера, ознаменовавшуюся важными результатами в научном отношении. Когда Валиханов вернулся из Кашгара, Гасфорт сам принимал участие в редактировании отчёта об этой поездке и затем дал Валиханову командировку в С.-Петербург. Описание путешествия в Кашгар и составляет главную работу этого замечательного человека; другие его статьи, за ничтожным исключением, остались или необработанными, или в виде черновых набросков; но и эти статьи большею частью сохранились не в автографах, а переписанными другою рукою, причём переписчик не всегда справлялся со своею задачею; при чрезвычайно неразборчивом почерке Валиханова он то оставлял пробелы в своём списке, то искажал слова, а сам автор почему-то не сделал необходимых исправлений[1]. Тем не (II) менее, все изыскания Валиханова настолько важны, что Совет И. Р. Географического общества в заседании 24 апреля 1867 г. постановил издать в Записках Общества все рукописи, оставшиеся после Ч. Ч. Валиханова. Это предприятие тогда не осуществилось, а некоторые статьи Валиханова, требовавшие обработки, разошлись по рукам. Так, в бумагах В. В. Григорьева я нашёл две тетрадки Чокана, одна заключала киргизский текст сказания об Идиге, другая — сокращённый русский перевод его[2].
В 1887 г. Г. Н. Потанин вновь возбудил вопрос об издании сочинений Валиханова, причём степной генерал-губернатор Г. А. Колпаковский выразил согласие изыскать средства на это издание из местных источников[3]. Но Колпаковский вскоре был переведён па службу в Петербург, и дело издания опять остановилось. Тогда Г. Н. Потанин обратился ко мне с просьбою принять на себя редактирование предположенного сборника сочинений Валиханова и подыскать этому сборнику издателя. Несмотря на свои сложные занятия, я не решился уклониться от этого дела, находя его безусловно полезным и необходимым, как в память Чокана Валиханова, так в интересах востоковедения, и принял на себя нелёгкую обузу разобраться в его бумагах. Этот труд оказался гораздо значительнее, чем я думал. Г. Н. Потанин передал мне копии, к сожалению, не сверенные с оригиналами, а некоторых из них мне достать не удалось. Впоследствии, при посредстве г-на Потанина я получил ещё связку черновых бумаг Валиханова от Е. К. Гутковской, дочери К. К. Гутковского.
По просьбе моей Г. Н. Потанин и Н. М. Ядринцев написали свои воспоминания о Чокане Валиханове, а, кроме того, я получил заметку о нём, написанную его [III] соотечественником, И. И. Ибрагимовым, служившем в Туркестанском крае и скончавшемся в 1891 г. от холеры в Джедде, в должности российского консула. С. Я. Капустин, хорошо знавший Валиханова, независимо от задуманного издания, предполагал написать подробную биографию Валиханова, но всё дело ограничилось лишь одним вступлением, в котором о самом Валиханове не имеется никаких сведений[4].
Совет И. Р. Географического общества, по моему представлению, признал возможным принять на средства Общества расходы по изданию сочинении Валиханова, и я мог приступить к печатанию. Больше всего меня смущало то обстоятельство, что я не мог получить того оригинала, с которого печаталось основное произведение Валиханова: «О состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нан-лу (Малой Бухарии) в 1858—1869 году», а между тем статья эта редактирована в Записках Общества так небрежно, что она полна опечатками и пользоваться ею иногда было крайне рискованно. Только по напечатании её мне представилась возможность ознакомиться с тем отчётом Валиханова, который хранится в Архиве министерства иностранных дел. Отчёт переписан писарскою рукою и местами, но не везде, исправлен самим Валихановым. Все разногласия этого текста с напечатанным в этом томе я поместил особо (стр. 398—403), а все прочие добавления представил целиком.
Примечания
- ↑ Некоторые бумаги переписаны К. К. Гутковским, помощником военного губернатора в Омске, очень дружившим с Чоканом Валихановым.
- ↑ Труд приготовить для печати киргизский текст сказания об Идиге взял на себя профессор Спб. университета И. М. Мелиоранский.
- ↑ Тогда же Г. А. Колпаковский препроводил Г. Н. Потанину копию с докладной записки штаб-ротмистра Валиханова по вопросу об устройстве судебной части в Акмоллинской области, составленной на основании наблюдений и фактов, заимствованных из дел областного правления и окружных приказов.
- ↑ Бумаги С. Я. Капустина поступили к Я. И. Смирнову, который с полной готовностью сообщил мне записку Капустина, но ничего оттуда я извлечь для дела не мог.